Больше рецензий

Ryna_Mocko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2022 г. 14:45

2K

4.5 Утопая наполовину в тумане, мчит над мрачной землей дикая охота.

Владимир Короткевич - одна из самых ярких фигур белорусской литературы двадцатого века. Именно он первым среди своих соотечественников-писателей обратился к жанру исторического детектива. В своих произведениях рядом с романтическим направлением писатель уделяет внимание патриотическим и гуманистическим мотивам - в его историях увлекательные приключения соседствуют с интеллектуальными и даже философскими размышлениями.
"Дикая охота короля Стаха" - небольшая повесть, но с точки зрения литературной ценности - это весьма значимое произведение. Для начала скажем о том, что четко определить жанровую принадлежность читателю не легко. Единственное что бесспорно - это готическое произведение: такой мрачности, таинственности и атмосферности стоит еще поискать. Но вместе с тем эта повесть дает возможность читателю познакомится с историческими событиями конца девятнадцатого века в Белоруссии.
В центре повести легенда про дикую охоту - это проклятие, которое нависает не одно поколение над родом Яновских. Жуткие всадники мчат по болотам и настигают представителей рода, в месть за преступление, которое совершил далекий предок. Но всадники - это не единственный ужас, с которым сталкиваются герои повести: существует еще некий Маленький Человек, который ходит по пустынным коридорам замка и пугает своим вытянутым зеленым лицом в оконных отражениях. Странная женщина в голубом, которая жутко наблюдает над героями с портрета на стене - еще одна причина кошмара, в который постепенно погружается последняя из рода Яновских - молодая девушка Надежда.
Но "Дикая охота..." - это не только мистическая повесть, читатель быстро начинает понимать, что не всё так однозначно. И порой то, что кажется потусторонним и ужасным можно объяснить. И тогда читатель начинает задумываться над каждым событием в повести - словно искусный детектив пытается определить ни злой ли умысел виновен во всех событиях и настолько ли виноваты призраки, а не человек.
Эта повесть поистине великолепна - эта та старая добрая готика, которую часто так ищет читатель: торфяные болота, одинокие деревья с голыми ветвями, которые тянутся к путнику через топи, полуразрушенный замок в котором не возможно понять то ли половицы скрипят от старости, то ли по ним ходит безликий призрак, паутина в углах темных залов, одинокая свечка в окне... И скрипы, шорохи, тайны и жуткие легенды...
Персонажи повести очень яркие и колоритные: читателю легко представить и умного и отважного Андрея Белорецкого, и хрупкую и испуганную Надежду Яновскую и громкого и общительного соседа Дубатовка.
Писателю прекрасно удается вместе с детективным сюжетом показать культурные и исторические особенности народа того времени: полнейший упадок и "вымирание" дворянства и, непонятная порой, безропотность крестьян. Часто в словах героев читатель может видеть не согласие с социальным неравенством и угнетением простого народа.
Интерес, но вместе с тем и некую сложность при прочтении, составляет огромное количество слов - реалий белорусского народа. Это бесспорно дает возможность глубже погрузиться в историю и культуру, но при прочтении читатель может "спотыкаться" через незнакомые слова. Порой целые куски текста написаны с сохранением белорусской речи - это интересно, но сложно для неподготовленного читателя.