Больше рецензий

9 ноября 2013 г. 21:29

662

5

Если первую книгу "Молодые годы короля Генриха 4" я восприняла исключительно с восторгом, вызванным, по большей части, крайним удивлением, что мне понравился серьёзный исторический роман, хотя это и не моя тема, то сейчас я уже готова критиковать Манна.
Во-первых, уж больно подозрительны все эти дифирамбы Генриху, что наталкивает на мысль о чрезмерной субъективности автора. Я понимаю, что все историки так или иначе субъективны, все мы люди, в конце концов, но есть некоторые границы... Однако, надо отдать должное, это произведение всё-таки более историческое, нежели художественный вымысел (правда, нестыковки были, но немного).
Во-вторых, роман очень подробен, так подробен, что... этого оказалось недостаточно. Такое вот противоречие. Здесь упомянуто столько деталей, что приходилось постоянно лезть в интернет в поисках дополнительных уточнений. Например, упоминается о болезни Филиппа Испанского, но сама болезнь не называется (не то, чтобы меня очень занимали чужие болячки, просто они все посмеялись, а я не поняла). Ещё меня чрезвычайно заинтересовали картины Рубенса, которые не имели названий, а порой даже не описывались. Было такое место в романе, когда Рубенс, мол, решил переделать картину, изображавшую некий момент в Лувре, в сцену из античных сказаний. И вот как прикажете представлять себе это? Простым поиском в гугле такое изображение, конечно, не найти, это надо сидеть и сидеть... А вообще, чтоб понять книгу, лучше быть сразу историком, искусствоведом, медиком, политологом... Поэтому временами я страшно обижалась на Манна за то, что он позволяет себе высказывать такие нюансы и недоговаривает при этом.
В-третьих, опять-таки субъективность писателя. Большую часть произведения занимает история Генриха 4 и Габриэли Д'Эстре. Эта история, как мне показалось, очень романтизирована автором и явно была его любимой частью жизни короля. Тогда как все остальные дамы удостоились гораздо меньшего количества текста (если упоминались вообще). Не знаю уж, явилось ли это следствием малого количества исторических данных или всё же недостаточности интереса самого писателя.
Однако, перечёркивая все эти недостатки книги, скажу, что она меня, безусловно, увлекала. Несмотря на большое количество деталей, Манн умеет написать так, что текст не нагоняет смертельную скуку. И дело даже не столько в событиях, сколько в том, какие чёткие образы людей создаёт автор (когда этого хочет; очередная шпилька по поводу субъективности). Они оживали на страницах романа, мир их оживал. И это потрясающе.
В общем, я провела время в обществе этого творения Манна приятно и с пользой. Кроме того, сделала для себя два вывода: во-первых, мне, наверно, ближе всё-таки Англия и англичане, и стоит прочитать что-то из их истории; во-вторых, меня заинтересовала личность Людовика 13. Судя по написанному у Манна, этот мальчик очень любил своего отца, хотелось бы мне знать, каким он стал.