Больше рецензий

_Nikita________

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 ноября 2022 г. 19:41

577

5

Но я помню вершину холма, ветку вишни в руке... (с)

В этой книге сосуществуют, сливаясь друг с другом, два пласта: собственно то, что вложил в неё автор, и то, чем она является для меня.
Для меня эта книга - осколок Европы, вот той настоящей христианской Европы, Европы духа, которую мы потеряли, которая светит нам изредка ветхими остовами, подобно тому как светят нам памятники античных времён, когда сама античность - дух её, а не эпигонство, - давно сгинула. Читать "На мраморных утёсах" - как стоять перед древней роскошной могилой, заросшей дикими травами, и чувствовать исходящее от неё биение жизни, жизни полнокровной и странной, родной и вместе незнакомой. Сравнить её я могу только с книгой Андре Фроссара "Соль земли". Книга эта рассказывает про основные католические ордена, но вместе с тем - в ней - от пламенных кармелитов, нищих францисканцев до неотмирного безмолвия Великой Шартрёз - самое сердце Европы в высоких своих проявлениях.

В этом смысле Эрнст Юнгер написал щедрую книгу, в которой аллюзии на современность - наименее важный пласт. Куда важнее сам строй его рассказа - где-то являющий пример красоты и строгости через работу словом как резцом, где-то являющий образчик благородства, простоты, мысли. Размеренное повествование, почти абстрактное, увлекает в свой мир, - и ты следишь не за сюжетом - какое это имеет значение? - а за нюансами: за образами, явлениями, отношениями; и вот какое-то слово, подробность быта, оброненная мысль, краткое описание цветка оказываются важнее, чем противостояние со Старшим Лесничим (ибо через эти нюансы автор говорит с тобой, - наблюдение за этими штрихами - не праздное желание интеллектуальных восторгов при надменном молчании автора, - ты буквально чувствуешь, как через них нечто, какой-то посыл, возможно, неочевидное назидание, входит в твою душу), а энтропия заставляет лишь зорче вглядываться в эти мелочи, которые становятся ещё ярче, а главное - важнее (в духовном отношении). Возможно, Эрнст Юнгер чем-то похож на Пришвина - тот тоже один из самых зорких наших писателей, вытесненный куда-то на задворки литературы, а почитаешь его "Дневники", взрослую прозу - это же аристократ духа, хотя и жил не во дворцах и всматривался всю жизнь в "плоды земные". Так и Эрнст Юнгер, каким он показался мне через эту книгу (других я пока не читал) - есть в нём какой-то аристократизм без капли снобизма. И не могу не отметить, насколько же он отличается от Милана Кундеры, обзор на книгу которого я писал недавно, - вот там нарочитый снобизм, спесь, попытка показать через рессентимент, что он в потоке европейской культуры, европейской мысли (а что поделать? - "фельетонная эпоха"). И вот приходит такой Эрнст Юнгер и одной тоненькой - без капли лишнего - строгой книжечкой показывает, что значит быть, а не казаться.