Больше рецензий

5 ноября 2013 г. 21:22

161

"Александр"
Дата выхода: 16 Ноябрь 2004
Режиссёр: Оливер Стоун
Главные роли: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Энтони Хопкинс, Джаред Лето, Розарио Доусон, Джонатан Риз Мейерс, Рори МакКанн, Гари Стретч, Йен Битти

Сильный фильм. В нем прекрасно передаются все основные акценты в образе мыслей, судьбоносных обстоятельствах и личной жизни самого загадочного, харизматичного и притягательного исторического персонажа - Александра Македонского. Фильм не содержит строгой концепции отразить упрощенную схему стремленийи чувств главного героя - он лишь мазками, словно в технике раннего импрессионизма, отражает движения души блестящего,непобедимого полководца, обладавшего также воображением, тактом, обостренным чувством справедли вости, понимавшего дружбу, преданность, благородство....Актеры подобраны в точном соответствии с образами книг Мэри Рено., легшими в основу фильма: «Божественное пламя» и «Персидский мальчик». Олимпия, властная, жестокая царица, ненавидяща мужа, интригующая против него, в конце концов - убийца, но в то же время сумасшедшая любящая мать, стремится поработить сына своей любовью, настраивает против отца, препятствует их сближению, постоянно ставит вопрос ребром «или он, или я», что проявляется особенно драматично при взрослении Александра, становлении его личности. Любить мать, но в то же время быть вынужденным постоянно противостоять ее попыткам навязать свою волю, уехать, не чувствуя в себе сил простить ей убийство отца – вот одна из драм великого Александра.
Клит,ближайший соратник, верный воин, надежный, преданный, сильный, прямой…но именно его прямота, непонимание изменений, происходящих в мировоззрении Александра в ходе его обоснования в уже завоеванных им иностранных державах, когда на смену стремлению «победить» приходит «встроить в единую империю», - приводят к тому, что высказываемая им в лицо Александру правда истинного македонянина, какой он ее видит, приводит к его же гибели, хотя сам Александр высоко ценит честность и прямоту, считает их соответствующими доблести, достойной героев Гомера. Просто и без лишних разъяснений зрителю показан конфликт Александра с о своими верными македонскими товарищами и с самим собой в ходе развития государственного образа мыслей из максимализма бесконечного завоевателя. Войско, принесшее Александру победу и непреходящую славу, чувствует себя обманутым, когда вместо образа жизни завоевателей Александр постепенно призывает их «понять» чужой образ жизни, начать уважать чужие обычаи, не эксплуатировать - сотрудничать. Александр, для которого армия – и жена и любовница – также чувствует себя преданным, и эта драма нарастает в течение всего фильма.
Но наибольшая драма жизни непобедимого Александра раскрывается при отражении личных душевных переживаний. Особенно тяжело, потому что именно в этой сфере, как нигде, «у каждого своя правда», и не виноват никто. Гефестион, с юных лет безоглядно влюбленный в Александра, влюбленный настолько, что прекрасно понимает, больше того, чувствует тончайшие нюансы переживаний и настроений Александра, из любви разделивший с Александром абсолютно все его стремления, надежды и чаяния, покинувший любимую Родину, посвятивший себя единой цели- стать лучшим другом, соратником, советником, помощником. Гефестион не требует от Александра взамен ничего, кроме права оставаться лучшим другом и единственным близким человеком, но Александр – принимая любовь Гефестиона, не может в полной мере ответить ему тем же, его диапазон личных привязанностей расширяется по мере все новых завоеваний. Ценить Гефестиона, нуждаться в нем¸ любить его, дорожить им, быть благодарным ему, но – испытывать периодически любовные чувства другим – для Александра естественно, и он не задумываясь, продолжает позволять Гефестиону быть рядом, хотя знает, что эта беспримерная преданность основана на любви к нему, и новые увлечения Александра - не формальная женитьба, а именно влечения сердца, – больно ранят верную, цельную, неизменную, чуткую и жертвенную натуру Гефестиона. И, Гефестион не выдерживает, оставляя Александру все богатство этого мира. Но именно с его отсутствием Александр, непобедимый завоеватель, почувствовал, насколько безлики его победы, призрачно могущество, преходящи государственные устремления, поверхностны влечения сердца к другим, тем, кто при всем желании и даже искреннем чувстве не мог так понять его. И гений, непобежденный, талантливейший, монументальнейший, волевой, целеустремленный, блестящий герой остается один на один со совей славой, которая потеряла всю свою притягательность без Гефестиона, единственного по-настоящему близкого ему человека, поддерживавшего его безоговорочно на протяжении всей жизни, единственного –понимавшего его полностью и любившего таким, каков он был. «Что имеет – не храним, потерявши - …»
В фильме не раскрыта линия Багоаса, юного фаворита Александра, и от этого фильм теряет в сравнении с книгами, поскольку «персидский мальчик» - прекрасный человек, по-своему сильный, умный, тонко чувствующий, много переживший, благородный и способный на глубокое чувство, на преданность…такую же, как Гефестион. Именно благородство и достоинство его натуры сделали его настоящим соперником Гефестиона за сердце Александра, и в этом – еще одна драма – трудность выбора сердца, в фильме, увы, не показанная. Но актер, подобранный на эту роль, прекрасно наметил свой образ - лиричность, тонкость, красоту, преданность.
Прекрасный фильм, в котором актеры предстали именно такими, какими я представляла их при прочтении книг. Особенно талантливо изображен Гефестион - сильный, смелый, цельный, великодушныий, любящий - в исполнении Джареда Лето, гениальнейшего актера нашего времени. Достойный герой, заслуживший славу «божественного» не меньше, чем Александр за свои бесстрашные сражения