Больше рецензий

Natalli

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 ноября 2013 г. 08:36

661

4

Что мы обычно ожидаем от биографий? Подробного рассказа об обстоятельствах личной и общественной жизни интересующего нас лица, отношение к нему современников, внимательного рассмотрения всех граней его незаурядной личности, раскрытия его тайн и загадок. С этой нелегкой задачей биограф Анри Гидель вполне справился.
Коко Шанель уже при жизни стала легендой, которую она, кстати, во многом и создавала, рассказывая о себе полуправду, чем только запутывала. Называла другую дату и место своего рождения, неверные сведения о своей семье. Попытки самой Шанель написать свою биографию потерпели крах - они были неискренни, лишены живых подробностей, а значит и не могли вызвать интерес у читателей.

Ей не хотелось подробно рассказывать о своем печальном детстве. И совершенно напрасно! Десять лет в монастыре, куда отец отдал сестер Шанель после смерти матери, ни строгие нравы, ни сестринская трость не могли воспитать в юной Габриэль покорность и смирение. Наоборот, они только укрепили в ней твердость характера и непреодолимое желание вырваться из нищеты и безвестности. Наблюдательная девочка запоминала все необычное. Суровые стены церковной обители и строгие одежды монахинь, внесут в будущем строгость и аскетизм, лаконичную простоту в уникальный стиль Шанель. Отсюда же, вероятно, и ее любовь к контрасту черного и белого. Тогда же, часто глядя во время службы на затейливые переплетения рисунка витража, она восхищалась красотой его линий и потом одно из переплетений, запавшее в память стало личным логотипом и брендом Дома мод. Те самые две переплетенные буквы С. В загадочных знаках на полу зала монастыря она читала любимую цифру 5, которую с детства считала для себя счастливой.
Здесь же юную Габриель научили шить и хотя шитье в монастыре носило чисто утилитарный характер, зерно, как говорится, попало на благодатную почву. А уж тетушка, к которой сестры приезжали на каникулы, показала ей как применить полученные навыки, научила ее шить дамские шляпки.
Гидель не забывает подробно рассказывать как и когда приходили к Шанель идеи, воплотившиеся потом в ее коллекциях. Став самостоятельной, Коко увлеклась верховой ездой. Ей безумно нравились и одежда жокеев, и этот красивый торжественный ритуал начала соревнований, что позже вылилось в использование элементов мужской одежды в женских моделях. Есть тут, конечно же, и история создания Chanel No. 5, и маленького черного платья, и короткой стрижки от Шанель, когда она в марте 1917 года остригла свою длинную косу, чтобы соответствовать новому образу. Чуть более подробно о Дягилевских "Русских сезонах", которые положили начала славянскому стилю в коллекциях законодательницы мод. Цветастые вышивки, рубашки в фольклорном стиле, сарафаны. Неиссякаемый источник вдохновения, многократно усиленный гениальной музыкой и хореографией! Для воплощения идей Коко требовался больший размах и она значительно расширила свой штат. На работу было принято 50 искусных вышивальщиц. В этот период Шанель несколько отошла от своего стиля, который ее конкурент Поль Пуаре недобро называл "бедность de luxe".
Военные годы и та история, когда из добрых побуждений, по мнению некоторых историков, Коко чуть не стала позором Франции, рассказана довольно толково, хотя и бездоказательно.
Книга пестрит именами знаменитых мужчин Шанель - Этьен Бальзан, Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, Герцог Вестминстерский, Вальтер Шеллинберг... Думаю, что нельзя сказать, что она расчетливо использовала знакомство с ними для своей карьеры. Это был творческий союз равных. Уж если пылкая Коко влюблялась, то любила всерьез. Это она умела. как умела быть благодарной и великодушной. Всю жизнь оставаясь "пугающей, притягивающей, человечной", она жила своим чувством, тяжело перенося потери.
И все же, главным в ее жизни была работа, ее призвание, которому она служила до последних дней. Когда внезапно умер Поль Ириб, она находилась в тяжелой депрессии и выйти из этого душевного опустошения ей помогла работа, которая всегда была спасением и смыслом жизни. Она тогда так и сказала своему близкому знакомому: "Не забывайте, Раймон, что если даже вы окажетесь на самом дне горя, если у вас не останется вообще ничего, ни одной живой души вокруг - у вас всегда есть дверь, в которую вы можете постучаться - это работа". Так и вышло...
Начало книги было интересным, а вот с середины она стала меня утомлять. Продираясь через многочисленные описания замков, красивых вещей и интерьеров, имен из мира моды и всех их интриг я скучала, но терпела, зная, что в конце должен быть большой сюрприз. Тот сюрприз, который показала всем Коко Шанель своим триумфальным возвращением в мир моды после долгого отсутствия. Она в свои 72 года сумела не только вернуть себе титул одного из лучших модельеров в мире, но и дать новое направление моде. Потрясающе яркий и сильный заключительный аккорд всей жизни этой уникальный женщины!
Не могу удержаться, чтобы не поместить

хоть несколько фотографий


Юная Габриэль Шанель. Детских ее фотографий совсем не сохранилось. Похоже, это первая в ее жизни ...
картинка Natalli
Костюм наездницы очень подходил ее худощавой фигуре:
картинка Natalli
Одно из самых стильных и распространенных фото:
картинка Natalli
А здесь она не такая холодная и более человечная. картинка Natalli

Комментарии


Интересно. Хорошую биографическую книгу иногда так трудно найти. Возьму на заметку. Спасибо.


Да, немного суховато написано, но, в целом, хорошее впечатление оставила. Читай, Наташа!


Здорово! Спасибо.


А я читала немного другую "Жизнь, рассказанная ей самой". ТОже интересно. Люблю эту женщину. На заметочку!!!


А кто автор?)


А эта серия без авторов идёт. так и называется "Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ей самой". Мечтаю собрать эту серию. Пока у меня Коко и Фаина Раневская.


Не та ли это книга, которую я искала? А вместо этого набрела на Софью Бенуа. ))