Больше рецензий

7 ноября 2022 г. 15:26

94

2 Сборная солянка

Несмотря на многообещающее наименование "Негодяи" (и ещё более великолепное "Rogues" на английском), сборник под редакцией Джорджа Мартина оказался не самым удачным сочетанием рассказов. К слову, с Дж.Мартином в качестве редактора я уже второй раз окаралась, первый раз обожглась о "Древний Марс".

Сборник представляет собой мешанину жанров и стилей. Под одной обложкой и криминальные детективы, и фэнтези, и мистика, и лёгкая романтика. Не везде даже присутствует заявленная тема негодяев или какая-либо завалящая интрига.

Ещё один жирный минус: некоторые рассказы совсем не понятны непосвященным в полные циклы. Мне есть с чем сравнить: например, сборник "Легенды" под ред. Роберта Силверберга 1998 года. Несмотря на то, что там были рассказы, относящиеся к самым разнообразным циклам, составители давали необходимую справку, из которой становилось ясно, что к чему. В сборнике же "Негодяи" мы получаем только краткий библиографический список на каждого автора и аннотацию к рассказу. Таким образом, часть миниатюр оказывается "за бортом".

Перейдём к самим рассказам.

Аберкромби Джо "Жить все труднее". Узнала некоторых персонажей, например, из "Лучше подавать холодным". При сохранении уникальной атмосферы миров Аберкромби и соответствующих характеров сама сюжетная линия провисает. Весь рассказ посылка передаётся из рук в руки, иногда неожиданно. После первых двух раз получаются самоповторы, так что чтение становится занудным. Никаких обещанных сюжетных поворотов.

Флинн Гиллиан "Что мне делать?". Дама-"гадалка" взялась очистить дом от нечисти, даже не удосужившись навести справки о заказчице. Избыточные интимные подробности для привлечения внимания, без которых можно было бы обойтись. Отсутствие логики у персонажей. Интересный подход к версиям происходящего, но концовка не проработана, из-за чего все детали теряют блеск и интерес.

Хьюз Мэтью "Таверна семи благословений". Вор находит идола и получает +1 к удаче в мелочах. Интересный фэнтези-рассказ на один раз, смахивает на чью-то партию в D&d.

Лансдейл Джо "Согнутая ветка". Дочь сожительницы главного героя, проститутка, пропала, а её ухажер-наркодиллер найден мёртвым. Не дочитала, так как криминальные разборки мне не интересны.

Суэнвик Майкл "Смуглые девки". Название уже говорит само за себя. Начинается с выбора девицы лёгкого поведения для дела. Похоже на эротические фантазии автора. Не дочитала, неинтересно.

Болл Дэвид "Сертификат происхождения". Человек сбывает краденую картину священнику-коллекционеру и попутно рассказывает её историю, включающую в себя много фашистских рук. Могло бы быть интересно, но стиль нудноват, а концовка становится очевидной уже с середины, хотя преподносится как сюжетный поворот.

Вон Керри "Ревущие двадцатые". Напарницы-оборотни или ведьмы (понятно только посвящённым, уже читавшим книги цикла) пришли в таверну. Хорошая зарисовка, в которой, однако, неоправданно часто используется многозначительное молчание. Мне понравилось, хотя я так и не поняла мотивации части персонажей (видимо, опять же, надо ознакомиться со всем циклом, чтобы понять).

Линч Скотт "Год и день в старом Терадане". Фэнтези. Банде бывших воров приказали украсть улицу. Хорошая сюжетная идея, разбавленная множеством пустых диалогов и лишних сцен в таверне. Сломанная динамическая структура: автор нагнетает напряжение, но там, где должна быть кульминация, вдруг очень медленные и скучные сцены. Концовка интересная. Этой бы идее иную реализацию - получилось бы круто.

Дентон Брэдли "Крутая медь". Вуайерист, он же учитель на замену, подглядывает в глухом лесу за подростками в хижине. Мечтает их наказать за кражу. Не дочитала, противно.

Прист Чери "Тяжелый металл". Завязка хороша: человек (так и не ясно до конца, кто он) приезжает в деревушку, где нечто досаждает жителям и приезжим. Понравилось то, как преподнесены старые как мир истины об экологии, а также отношение к ним разных групп социума. Но концовка скучная, скатившаяся в мистический бред.

Абрахам Дэниэл "Суть любви". Некий принц-изгнанник влюбился в простолюдинку и просит друга её спасти. В дело включается бывший канцлер Роуз, суровый интриган. Хороший фэнтези-рассказ, который заиграет красками для тех, кто читал весь цикл. Я к таковым не отношусь, но мне понравились яркие персонажи и лёгкая интрига.

Корнелл Пол "Легкая смерть". Тема параллельных миров и складок пространства, смешанная со шпионским триллером. Звучит гораздо интереснее, чем на самом деле. Не дочитала, так как много пафоса и ничего не понятно тем, кто не знаком с циклом произведений. Автор-рассказчик постоянно рефлексирует, ссылаясь на неизвестные читателю-новичку явления, события, персонажей.

Сейлор Стивен "Недоразумение в Тире". Учитель-грек и юноша-римлянин путешествуют по миру. В Тире они встречаются с мошенников и пьют зелье невидимости, что заканчивается пикантной сценой. Глупый рассказ, без интриги, с пустыми разговорами. Персонажи разговаривают и ведут себя как современные люди. Никакой уникальной идеи или рассуждений не заметила. Попытка автора присоединиться к известным персонажами Фафхрду и Серому Мышелову не дала никаких бонусов при чтении.

Никс Гарт "Груз слоновой кости". Типичный воровской рассказ о маге и его спутнике-волшебной кукле, что попытались выкрасть костяные фигурки, угрожающие апокалипсисом всему миру. Нам представляют подробности проникновения главных героев в дом, погони, битвы. Экшн в наличии, как и рояль в кустах. Мне было скучно, так как ничего оригинального или требующего особых размышлений не встретила.

Уильямс Уолтер "Бриллианты из текилы". Рассказ в духе Голливудской трилогии Брэдбери и "Уникального экземпляра" Тома Хэнкса. Обыграна интересная идея смещения парадигмы с производством лекарств на 3d-принтерах, беспокойстве мегакорпораций. Всё это на фоне убийства на съёмочной площадке и несколько упрощённых интриг (как фантдопущение взгляд пропускает, ведь это не обстоятельный роман, а маленький рассказ). Сам по себе рассказ интересен, но выбивается из фона более-менее общей канвы. Самый яркий пример того, что разножанровость сборник не красит.

Эйзенштейн Филлис "Караван в никуда". Рассказ мне настолько понравился, что хочу почитать весь книжный цикл, вот только на русском его не нашла. В целом, сюжет незатейлив: менестрель Аларик отправляется с караванщиком Пиросом и его странным сыном Руддом в пустыню во главе целого каравана, груженого товарами. Периодически они видят загадачный город-мираж, а Рудд порывается его догнать. Постепенно интрига заворачивается, напряжение растёт, пока не случается центральный конфликт. Мне импонировал стиль автора, образный язык, живые персонажи и достойный сюжет.

Татл Лиза "Странное дело мертвых жен". Детектив в стиле Шерлока Холмса, значительно проигрывающий ему и по стилю, и по сюжету, и по мотивации персонажей. Абсолютно неоправданное поведение главных героев, местами откровенно глупое. Пустые диалоги.

Гейман Нил "Как маркиз свой кафтан назад получил". Будучи в восторге в своё время от "Никогде", этот рассказ я не оценила. Маркиз плывёт по течению, ничего не делает, из всех передряг его спасает рояль в кустах.

Уиллис Конни "Впервые на экране". Очень хороший рассказ-игра, близкий пост-модерну. По атмосфере похож на "Уникальный экземпляр" Тома Хэнкса. Читать лучше всего под Рождество.

Ротфусс Патрик "Грозовое дерево". Рассказ для любителей "Хроники убийцы короля". Хорошо окунуться в прежнюю атмосферу и встретиться со знакомыми персонажами. Для новых читателей особой ценности не несёт.

Мартин Джордж "Принц-негодяй, брат короля". Рассказ в стиле летописи. Как мне кажется, исключительно для любителей Вестероса. Кусочек истории семьи Таргариенов, ярко показанный в 1 сезоне сериала "Дом драконов". В какой-то мере напоминает синопсис к сериалу.

Таким образом, в целом сборник рекомендовать не могу в силу разноплановости рассказов, жанров, стилей. Верно, что каждый найдёт что-нибудь для себя, как истинно и другое - каждому что-нибудь да не понравится. Мне более-менее подошли меньше половины рассказов, а яркие впечатления оставили лишь 3. 

o-r.jpgo-r.jpg