Больше рецензий

26 октября 2013 г. 12:00

142

5

В 1919 году французский художник-авангардист Марсель Дюшан совершил поистине революцию в искусстве: он написал картину (если можно так сказать, конечно) L.H.O.O.Q. По сути, это обыкновенная открытка с изображением Джоконды Леонардо да Винчи, которой Дюшан карандашом пририсовал усики и бороду, тем самым открыв «путь» так называемому неординарному видению искусства. От Сальвадора Дали до Энди Уорхола, знаменитые художники 20-ого века - они все последователи Дюшана.

А вот какой текст мы находим в романе Андре Жида:

…на первой странице номера мы собираемся поместить репродукцию Джоконды, которой подмалюем усы. Вот увидишь, старина, эффект будет потрясающий.
— Неужели сие должно означать, что ты считаешь Джоконду бездарным произведением?
— Нисколько, дорогой мой (хотя и нахожу ее славу незаслуженной). Ты меня не понимаешь. Бездарны восторги, которые расточаются перед ней. По привычке принято говорить о так называемых «шедеврах» не иначе, как с благоговейно обнаженной головой…


Кажется, истинной целью искусства 20-ого века было вовсе не создание новых направлений и жанров, а желание «перевернуть», «взорвать» общество и изменить жизнь. Андре Жид в своём творчестве тоже выступает «разрушителем» литературных традиций, в любой энциклопедии можно прочитать, что писатель был представителем модернизма, критиком пуританского воспитания и буржуазной ограниченности, реформатором структуры классического романа и так далее. Но его мироощущение, насколько можно судить по основным художественным произведениям, допустимо назвать вполне романтическим. Только не в смысле поиска «высокого» в обыденном, а наоборот, сближения обыденного с «высоким».

То, как в романе «Фальшивомонетчики» автору удалось изящно и элегантно сплести искусство и жизнь, выглядит поразительно. Только художник Андре Жид не расширяет рамки искусства, впуская в него то, что к искусству вроде бы и не относится (в отличие, например, от метода «готовых вещей» уже упоминавшегося Дюшана), а словно раздвигает границы жизни, включая туда некие иррациональные моменты. С точки зрения формы, роман «Фальшивомонетчики» - экспериментальный: Жид использует в качестве основы повествования дневник героя-писателя, что придаёт роману несколько незаконченный, «рабочий» вид, а вынесенные на обсуждение вопросы – остаются открытыми, доступными для самостоятельного осмысления читателем. Главный призыв автора – это протест или осуждение неспособности человека ясно осознавать свои проблемы и различать в собственных целях добро и зло. Через автора-рассказчика, Жид показывает взаимное непонимание – без каких-либо оснований к тому – Бернара и его отца, писателя Эдуарда и его племянника Оливье, Полины и её сына Жоржа… и так далее, список можно продолжить.

С одной стороны, это всё тот же «модернистский взгляд на мир» - ярко выраженное ощущение разрыва, предчувствие (а скорее, послечувствие) катастрофы, но в то же время стиль Андре Жида, язык романа позволяют говорить об эстетическом «переживании жизни» и выраженной здесь уверенности в неизбывной красоте мира, каким бы ужасным мир нам сейчас не казался. И в этом, пожалуй, заключается подлинность «Фальшивомонетчиков».