Больше рецензий

RomanKot

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2022 г. 14:31

853

4 Шутки с реальностью

Нам всем, время от времени, надо перечитывать романы взросления.

Тут прелесть в том, что все они разные Что-то интересное и полезное можно почерпнуть у бравого генерала

https://www.livelib.ru/review/1707352-pyatdesyat-let-v-stroyu-a-a-ignatev

А что-то у жовиального афериста Круля (Томаса Манна?).

Мне книга очень понравилась, особенно рекомендую перечитывать первые главы, а именно: о том, как он познакомился с известным театральным актёром-любимцем публики, - там первое серьёзное разочарование и психологическая, даже рациональная переработка этого разочарования (привет вам Фрейд, Юнг, Адлер и Фромм, да, чуть не забыл про Пиаже); и про то, как он «косил» от школы, т.е. в буквальном смысле слова «отвоёвывал себя для себя», как завещал великий Сенека; и конечно же – про ограбление (ну хорошо, не ограбление, а воровство) магазина, - как же по-философски, и одновременно трепетно он описывает свои чувства и то, как они повлияли на его дальнейшую жизнь.

Сосредотачиваюсь на детских годах героя не только потому, что, уверен, у нас с вами такого детства не было, (а значит интересно узнать, как оно бывает у других в другое время), а, главное, -потому, что хоть такого детства у нас и не было, но похожие чувства и мысли испытывали и мы, несмотря на столетнюю разницу в возрасте и на то, что большинство из нас не прогуливало школу и не грабило магазин. Я – так точно не.

А слова, сказанные героем в самом начале восьмого раздела первой книги насчёт сальных шуток, если бы были восприняты обществом всерьёз, сделали бы невозможным 90% той мерзости, которая нам самим не приятна, но которую мы, в угоду тому самому обществу, потребляем из камеди-клабов, стэндапов, тик-токов и прочей помойки. Да, дорогие друзья, мы такие: нам часто противно, но мы потребляем, под единодушные «гэ-ги и гы-ги». При этом, главный герой совсем не святоша и уж точно не претендует на роль морального авторитета.

Кстати, о высоком: вы уловили, как же красиво, и, в то самое же время, с тонким юмором, размышляет Феликс о священниках католической церкви и сверхчувственных свойствах, им присущих? А ведь это ещё во втором разделе второй книги. Скажу честно, по прочтении этих красивых фраз мне физически захотелось понюхать ладан, посмотреть на картины, созданные по заказу церкви... вот она, сила художественного таланта Томаса Манна!:)

Естественно, почти на каждой странице мы находим интересные мысли, которые могут помочь нам в каждодневной жизни, например о том, что «характер важнее таланта» или



Освіта здобувається не через тупу навчальну повинність, вона – дар свободи й дозвілля; її не домагаються в поті чола, а вдихають, як повітря; на неї працюють незримі інструменти; потайне напруження почуттів і думок чудово поєднується з тим, що люди вважають марно згаяним часом, й щогодини збагачує тебе знаннями, я б навіть сказав, що до обранця долі освіта приходить уві сні.

При этом рассказчик не чужд системному, прагматичному подходу, когда речь идёт о серьёзных действиях, например, - кошение от армии. Феликс покупает на скудные сбережения медицинскую книгу, потому, что



Талант потребує знань, як корабель – піщаного баласту, але не менш правильно й те, що ми по-справжньому засвоюємо, чи навіть маємо право засвоювати лише ті знання, які талант бажає знайти в особливих випадках, коли вони йому конче потрібні, щоб з їхньою допомогою створити непорушну дійсність, вагому реальність.

Как видим, там не только про практические, прикладные знания, а и про картину реальности, которую сам создаё тдля себя.

При этом интересно следить за внутренними диалогами повествователя, а не только за внешними событиями и, естественно, включаться в игру, которую затевает автор. И надо признать, что он довольно щедро делиться с нами своими впечатлениями, своими умозаключениями, эмоциями, наблюдениями за межличностными отношениями, что нам становится интересно читать. Да и язык повествования очень богат, ярок, красочен, сочен. Это не куцый постмодернизм, это классика в самом хорошем значении этого слова.

Да, автор ставит перед читателем (а не только перед главным героем) не только моральные дилеммы, а и моральные загадки. Как бы мы поступили со шкатулочкой с драгоценностями? А с её обладательницей? Кстати, из её, обладательницы, монолога во время секса с главным героем (да, уважаемые друзья, будет там и такое) можно создать отдельную книгу. При этом очень ценно то, что Манн, при описании сексуальных сцен, описывает не техническую сторону дела, а именно эмоциональную, т.е. наиболее важную. Вообще, эмоциональные описания, -это сильная сторона книги.

И в них значимо всё: спектакль, который Феликс разыгрывает, изображая эпилептический припадок и, тем самым, вновь отвоёвывает себя для себя, кося от армии; описание впечатлений от цирка (оно просто шедевриально), а также свои эстетические заметки насчёт других людей, мест, интерьеров, запахов, событий. Поэтому это очень красивая, во всех смыслах, книга.

Отдельное удовольствие – это размышления Круля насчёт социальных проблем современного ему общества, которые актуальны и сейчас, по прошествии более ста лет.

Главный герой, как часто бывает в  жизни и у нас, постоянно сталкивается с проблемой выбора, но этот выбор происходит не из недр его души, а навязывается внешними обстоятельствами, вернее, эгоизмом и инфантилизмом людей, с которыми он соприкасается. Многочисленные предложения он отвергает, огорчая предлагающих, но одно, наиболее грандиозное, он соглашается реализовать, ибо это глобальнейшая «шутка с реальностью», в духе его собственных размышлений о распределении социальных ролей. Эксперимент, в который ввязался Круль, интересен для нас ещё и тем, что сейчас он практически не реализуем, ибо сегодня очень трудно выдать себя за другого человека. Но, давайте признаемся честно, что иногда, в глубине души, мы хотели бы хоть на время сыграть роль другого и получить от этого преимущества? Причём преимущества не только материального, а и более обширного порядка.

И тут я должен предупредить, что на этом этапе моё восхищение книгой заканчивается. Интересно читать до того момента, когда главный герой приезжает в Португалию (разговор в поезде великолепен) и знакомиться с городом Лиссабоном.

Далее начинается мелодрама: очень красивая, с многочисленными описаниями красот города и женских нарядов, но мелодрама. Правда и тут встречаются интересные мысли, например впечатления героя от публики, пришедшей на корриду: высшее общество в тени (аллегория удачна), а более многочисленные работяги вынуждены быть на виду и страдать от солнечного зноя, - мало того, что некомфортно, так ведь ещё и видно всех, в отличие от высшего общества (ну намёк более чем прозрачен, и это ведь до изобретения соцсетей).

Книга, как вы поняли, стоит того, чтобы её перечитывать, однако скажу честно, что последние 20 страниц лично мне было очень трудно читать именно из-за указанной выше мелодраматичности и постоянных подробных описаний одежды.

Плюс, я, как читатель, «не верил» в любовь главного героя к Зузу и его попытки завоевать её сердце напоминали латиноамериканский сериал.

Автор, наверное как и я, тоже в это не верил, поэтому в конце произведения показал такую сцену: герой практически добился взаимности строптивой героини, но в самый важный момент ему «обламывает кайф» её мать. Поэтому вместо дочки, герой занимается сексом с её матерью. Прекрасно, правда?

Что ж, моя рецензия наверное, тоже не дописана, как и книга Томаса Манна, однако, повторюсь, последняя стоит того, чтобы быть прочитанной.

Комментарии


Цитатки на иностранном очень "ценны". Всю рецензию надо было писать на нем чтобы сразу можно было перелистать!

Что и как писать в своей рецензии я разберусь сам.

При этом замечу, что вставлять в свои рецензии (эссе, доклады, статьи и проч.) цитаты на языке рецензируемого источника,- это обычная общемировая практика.

А вот то что вы, Катя, наверняка считающая себя славянкой, не знаете ни одного славянского языка, делает вас особой с ограниченными способностями.

Факт того, что вы не можете прочитать и понять несколько предложений на таком близком вашему языке, лишь подтверждает это.