Больше рецензий

27 октября 2022 г. 19:13

308

4.5

Давно пора было ознакомиться с первой литературной "биографией" такого яркого вымышленного персонажа, как дон Жуан. Или, на испанский манер, дон Хуан. Так-то я с ним уже давно знакома: по более поздним произведениям других авторов, фильмам и пр. Но пока моё впечатление об этом любителе прекрасного пола и приключений на некоторые свои части тела было скорее со знаком плюс. Несмотря на, да.

А вот дон Хуан, описанный де Молино, увиделся мне крайне отрицательным персонажем. Вопреки игривому названию пьесы, её центрального героя никак нельзя назвать озорником. То, что он творит - это уже не озорство, а чистейшей воды подлость. Ему недостаточно простого "хождения по бабам" (которое он, кстати, тоже активно практикует). Особое извращённое удовольствие он получает, обманом лишая чести девиц. Причем нередко это чужие невесты или возлюбленные (например, одного друга - а что такого?). При этом девицы лишаются чести, а их возлюбленные, женихи и даже отцы лишаются свободы, а то и жизни. Мерзкий тип, этот дон Хуан Тенорио.

Но сама пьеса мне очень понравилась. Тирсо показывает целую вереницу жертв дона Хуана, из самых разных слоёв общества - от герцогини до простой рыбачки. Постоянным рефреном звучит предостережение о неминуемом возмездии за такие непотребства. И раз за разом герой отмахивается от них, заявляя, что всё это грозит ему только после смерти, а в его возрасте до могилы ещё далеко. Ну что же, в итоге он был наказан не только за свои проступки, но и за такую вот глупую уверенность в свою неуязвимость. В финале хотелось воскликнуть: "Туда тебе и дорога!". Потому что нельзя быть таким подлецом и не поплатиться за это.

P.S. Вот теперь можно наконец и оперу Моцарта послушать. :)

Прочитано в рамках Литературного турнира в группе "Читаем классику вместе"