Больше рецензий

25 октября 2022 г. 00:32

193

3

Я усталым таким еще не был.

В эту серую морозь и слизь

Мне приснилось рязанское небо

И моя непутевая жизнь.

                   С. Есенин

Рецензию можно было бы озаглавить «Как я опять не попала в Париж». Несколько лет назад была запланирована поездка в Париж. Билеты куплены, забронирована комната в 5-ти минутах ходьбы от Сорбонны, составлены маршруты прогулок, досконально изучены по Гугл-картам улицы города, согласовано расписание работы разных музеев, оценена их географическая близость и возможность посещения в один день, отобраны платные и бесплатные экскурсии, распланирован каждый час путешествия. Но...я заболела.

Нынче девичья душа жаждала романтики. Вселенная откликнулась. Выбирала книгу по названию. «Дождь в Париже» - пахнет романтикой. Перед глазами проплыли кадры любимых фильмов «Полночь в Париже», «Любовь после полудня», «Шарада», замурлыкала под нос «Но григорья...». В настроении-предвкушении чего-то подобного открыла книгу.

Произведение или нравится (и хочется почитать другие книги автора), или не нравится (тут можно еще раз дать «шанс» автору), или что-то посередине (поставил мысленно галочку, что это прочитал и больше к нему не возвращаешься). А тут и не понравилось, и понравилось.

Обычно стараюсь не спойлерить в рецензии, не пересказывать сюжет произведения.  А тут никак не получится.  Ждет тебя, милый читатель, прогулка не по символу романтики, «увидеть который и умереть», а по центру Азии, по городу Кызылу (тут знания по географии меня подвели, Гугл, как всегда, выручил). Это - «вот, новый поворот» (конец 80-х), «и что теперь делать, как теперь жить» (90-е), затем «ну, кажется, начинаем нормально жить, стабильность появилась» (2000-е), характеристику десятых-двадцатых дадут потомки... Удивительно, но жизнь жителя Кызыла до боли похожа на жизнь жителя Донецка (хоть и разделяют нас много-много километров). Зарисовки близки, вроде личное главного героя, но такое всеобщее и знакомое. Вспомнился, конечно, Гришковец, но у него теплом отзываются воспоминания, а здесь – щемящая тоска, «50 оттенков тоски».

Вначале я недоумевала, что же за «облом» такой с Парижем? А уже к концу романа пришла к выводу – очень удачное название. Сколько «мечт», планов и задуманного в жизни каждого из нас? А сколько их удается воплотить? Так и главный герой, попав в город-мечту, не может вырваться из своего прошлого, возвращается в него снова и снова, попав в замкнутый круг. У него свой Париж. Конечно же, в век Интернета, Андрей Топкин (главный герой) мог бы посмотреть прогноз погоды на 5 дней, захватить с собой в поездку зонтик и теплые вещи. Но он не готов к исполнению детской мечты, ему нужно другое. Это даже не роман, это своеобразный дневник главного героя, который, иногда протрезвев, возвращается ненадолго в Париж, но разнообразие крепких напитков опять погружают его в привычный мир родного города. Да, алкоголь, много алкоголя весьма способствуют рефлексии.

По поводу стиля, художественной ценности и прочих характеристик данного романа – не берусь судить, не литературовед я. Написано легко, иногда даже слишком легко и просто. Создается ощущение, что и я так бы смогла, но не пишу книги потому, что лень и «многа букаф» (это, конечно же не так, не смогу). Роман Сенчин не Борис Пастернак, но зачем нам два Пастернака? Вот к чему есть претензия – следовало бы поставить отметку «18+», либо вовсе убрать столь подробное описание процессов полового созревания главного героя, секса, «возжеланий и вожделений». Произведение ничуть бы не потеряло своей искренности, к которой стремился автор.

Уверена, что каждый найдет в этом романе что-то свое, цепляющее, заставляющее задуматься и порефлексировать (без алкоголя, конечно же).

Книга прочитана в рамках конкурса "Долгая прогулка 2022" за команду "Праздные КПДемоны"