Больше рецензий

danka

Эксперт

Все равно я не вижу этой надписи

20 октября 2022 г. 10:09

778

3.5

Почему "Наталья, боярская дочь" понравилась мне больше, чем "Бедная Лиза"?
Во-первых, потому что женская судьба Натальи сложилась лучше, чем у бедной Лизы.
Во-вторых, потому что из персонажей "Натальи" никто не покончил с собой.
В-третьих, потому что в повести хороший, жизнеутверждающий конец.
Почему же в школе изучают "Бедную Лизу", а не "Наталью, боярскую дочь"?
Во-первых, "Бедная Лиза" более ценна с литературоведческой точки зрения, ибо, как известно, главная заслуга Карамзина в том, что он показал нам, что "и крестьянки любить имеют". Во-вторых, предполагаю, что для юных девушек полезнее, если они прочитают о злоключениях Лизы, чем о счастии Натальи. Карамзин как бы предостерегает своих читательниц от участи Лизы, как некогда Шарль Перро заключил сказку о Красной шапочке предостережением для девушек, поверивших Серому волку.
А ведь Наталью могла подстерегать столь же печальная участь, ей, можно сказать, повезло, причем трижды. В связи с этим я бы охарактеризировала жанр повести как "оптимистический сентиментализм".
Во-первых, она доверилась молодому человеку, которого до этого видела всего лишь несколько раз и о котором знать ничего не знала. Не было никаких гарантий, что он женится на ней, а не поступит с ней, как Эраст с Лизой.
Во-вторых, после свадьбы Алексей отвез ее в логово разбойников, то есть она могла оказаться женой вора и убийцы.
В-третьих, она отправляется на войну вместе с мужем, переодевшись мальчиком - тоже весьма небезопасная затея.
Также весьма характерен образ нянюшки, нежно любившей свою воспитанницу, но все же продавшей ее с потрохами первому встречному.
Отдавая должное значимости произведения для своего времени и несомненной его занимательности для современниц, могу констатировать, что в настоящее время повесть может быть интересна только с исторической и литературоведческой точки зрения. Эта классика порядком обветшала за двести с лишним лет. Ну, а меня позабавило упоминание о Стерне - своеобразный привет родоначальнику сентиментализма от его продолжателя.