Больше рецензий

commeavant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2013 г. 15:54

205

4

Верно в народе говорят: «Не спорь со псом Господним, язык откусит». Пусть мы имеем дело не с доминиканцем, а с иезуитом, но суть практически одна: Лойола хорошо усвоил уловки риторики и передал их своим последователям, воинам Господним.
Пусть диалог постулируется как беседа равных и уважающих друг друга умных личностей, однако его хитрое преосвященство то и дело увиливает. Эко просит его высказываться от своего имени, Мартини повторяет позицию дражайшей святой, единой и апостольской Церкви. Эко приводит доводы об отсутствии причин для нерукоположения женщин в священнический сан, Мартини ссылается на туманные традиции и, мол, читатели недостаточно умны, чтобы мы тут обсуждали несостоятельность доводов Аквината. Эко спрашивает, когда зарождается человек — вопрос логически ведёт к дискуссии об абортах, — Мартини извиняется, что он не философ и не биолог, но тем не менее отвечает, будто божественное дыхание снисходит на будущее человеческое существо в момент зачатия, когда двое становятся одним.

Обмен письмами между Мартини и Эко состоялся в преддверии нового тысячелетия, когда вновь вспыхивали эсхатологические страхи и хилиастические теории в Западном мире, даже в светской среде. Слава богам, Мартини недвусмысленно настаивает на том, что Откровение нельзя толковать буквально, и тысячелетие царствования Христа указано не в земных годах, а в символическом, даже в анагогическом значении слова, как “тьма” или “очень много”. Ему бы ещё сослаться на душку Аквината, который в принципе не рекомендовал толковать Библию буквально, а только учитывая непреложные (но совершенно точно неопровержимые) факты научного знания о природе.

В названии не зря стоит слово “неверие”. Не-вера подразумевает как а-теизм, так и нон-теизм. Но Эко вовсе не атеист, он умный агностик и скептик, он призывает уважать верования других, пока они их не насаждают, и иронически относится к атеистам, возводящим храмы своей не-вере.

Их [атеистов] психологическая картина для меня непонятна, с кантианской платформы я не представляю себе, как можно не веровать в Бога и утверждать, что его существование не доказывается, и в то же время веровать в не-существование Бога и утверждать, что оно-то доказуемо.


Не стоит искать в книге ни циркачества в стиле докинзовского лупанария, ни победы одной из сторон: Эко и Мартини сошлись в главном, но каждый остался при своих мелочах. А вот их дискуссию об Аквинате я бы почитал.

Комментарии


Вопрос: это все-таки именно диалог или же, что более прослеживается в рецензиях, два монолога на одну тему.


Это обмен письмами на страницах итальянской газеты. Прямые обращения у них получались в начале и конце письма, а основной объём занимали рассуждения на тему.


Спасибо. Все же получается, что монологи. Но все равно интересно.


Там на самом деле умнее и интереснее, чем может показаться из моих желчных записок =)


А у Эко и не может быть не интересно. Хотя он чертов спекулянт и провокатор.))


Монологи, не заглушающие друг друга..


А он не объясняет зачем эти самые верования нужно уважать?


Цитирую.

«Когда авторитет в области религии говорит о принципах естественной этики, человеку светскому следует сознавать, что, согласен он или нет, у него нет причин подвергать сомнению право авторитета делать подобные заявления, — даже если в них критикуется образ жизни неверующего. Светские люди вправе оспаривать позицию религиозного авторитета лишь тогда, когда в ней чувствуется стремление заставить неверующих (или исповедующих иную веру) нарушать заповеди их веры или законы государства или же воспретить им такое поведение, которое заповедями их веры или государственными законами дозволяется.
Я не утверждаю, что существует обратное право. Светский человек не вправе критиковать образ жизни верующего, — если, опять-таки, он не вступает в противоречие с законами государства (например, запрет на переливание крови ребенку) и не ущемляет прав инаковерующих. Религиозный взгляд всегда предлагает некий идеал жизни, светский же человек считает выбор идеалов личным делом каждого, — до тех пор, пока твой выбор не угрожает свободному выбору остальных.
Полагаю, никто не вправе судить об обязательствах, которые накладывают на своих последователей различные религии. У меня нет права возмущаться тем, что ислам запрещает употребление алкоголя: если я с этим не согласен, я не стану мусульманином, — только и всего.»

На призыв к уважению не слишком похоже, больше смахивает на "верующий хорош пока спит зубами к стенке")


Да-да, "не буди лиха, пока оно спит".
Начальные два абзаца расшаркиваний (где УЭ решает звать кардинала по имени, а не "ваше Преосвященство") тоже можно по-разному понять: или Эко уважает саму личность собеседника, или его коробит обращаться к кардиналу по сану, и потому он будет называть его по имени.


Практически невозможно скептику уважать верования, оставаясь при этом скептиком, и не кривя душой)


Всё хорошо, но почему у книжки такая богомерзкая обложка? А почитать почитаю, если в руки попадётся.


Потому что издало не нормальное издательство, а «Библейско-богословский институт св. апостола Андрея».


Удалась Вам рецензия, приятно Вас читать, но этот комментарий сбил меня с толку и лишил благостного настроения, навеянного Вашей же рецензией


Этот комментарий намекал на то, что всем надо заниматься своим делом: издателям издавать, а институтам институировать. Тогда, возможно, и не будет страшных обложек.