Больше рецензий

daria_beattis

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 октября 2022 г. 03:38

165

3 Кто же ты, Нисимура Кётаро?

Перед вами сборник детективных новелл известного (как оказалось) в Японии писателя Нисимуры Кётаро, которого ставят в один ряд с такими авторами, как Агата Кристи и Жорж Симеон. В 1965 году он получил литературную премию имени Эдогавы Рампо. Стоит сказать, что сама эта премия представляет из себя награду за неопубликованный детективный роман. Победитель получает возможность опубликоваться с помощью компании Kodansha, а также приятный бонус - денежный приз в размере 10 000 000 иен. Но сейчас не о деньгах, а о том, что было после того, как Нисимура Кётаро получил из издательства свою книгу. Он разочаровался! В себе, в своём писательском мастерстве: "Когда я писал на бумаге от руки, это было непонятно, а теперь, когда текст был набран типографским шрифтом, все изъяны вылезли наружу. И слог был корявый, и сюжет какой-то на редкость расплывчатый. Проникнувшись отвращением к самому себе, я решил, что надо ещё заняться изучением писательского мастерства". Дальше писатель вступает в некое "Новое Общество Сокола", которое, как я понимаю, было продолжателем традиций сокольского движения, появившегося в Чехии в начале 1860-х годов. Целью его создания была "упорная работа над совершенствованием как физической, так и духовной природы человека". Сам же японский НОС был литературным обществом со своим печатным органом - журналом "Массовая литература". Нисимура Кётаро в течение продолжительного времени отрабатывал своё мастерство, упражнялся в написании детективных новелл, которые сначала появились на страницах журнала НОСа, а затем часть из них вошла в данный сборник:

"Остров Южный Камуи". История врача, вынужденного два года работать в той ещё японской глуши, а точнее в дыре, где ничего нет, но зато "воздух хорош, море красивое, ну и дамочки очень даже свободного нрава". И скучать бы нашему герою, да людей подлечивать, но тут бесовщина какая-то началась: ритуалы, люди в масках, женщина домогается, эпидемия начинается, людишки к жертвоприношению готовятся. А кто же жертва?

"Призрачное лето". Закат лета. Море. Пляж. Семнадцатилетний Идзу, в котором бурлят гормоны и ревность. Мачеха, читающая книгу писателя-любовника. И сам этот писатель-любовник, который не подозревает как на него смотрит Идзу. Кто выживет в этом треугольнике?

"Игрушечная обезьянка". В Токио кончает жизнь самоубийством молодой парень Синкити. У журналиста цель - сделать сенсационные кадры с матерью умершего. Он всё ждёт от неё эмоций: гнев, слёзы, да хотя бы кого за волосы потаскала. Но чем дальше, тем больше наш журналист-моменталист понимает, что вся эта история с Синкити его затягивает в глубокие размышления..о нём, о его мироощущении..Почему двадцатилетний парень, закалённый жизнью в Хокурику, решается на такой поступок?

"Карточный домик". Загадочное убийство молодой девицы "из мирка увеселительных заведений". И двое подозреваемых. С одним всё понятно, а вот второй тот ещё крепкий орешек - молодой, дерзкий поэт, да и вроде приличный парень, девушкам, старикам помогает, жизни своей не жалеет. И всё же, что-то тут не так!

"Инспектор". В полицейский участок поступает звонок. Женщина бесцветным голосом сообщает о самоубийстве её шестилетнего (!) сына. А дальше театр одного актёра, вскрытие скелетов в шкафу, неугасающая ярость, кипящая внутри инспектора Тасаке, а месть и правосудие будто бы вышагивают друг с другом, торжественно подняв головы. И что-то в этой новелле есть нуарное и притягательное.

В целом, мне сборник дался тяжело. Во-первых, литературный слог. После самокритики Нисимуры Кётаро я могла бы и не обращать на это внимание, но не могу я так. Глаз только и делал, что спотыкался о каждое слово. Некоторые размышления, диалоги кажутся такими наивными, хоть и стоит отметить, что они во многом охарактеризовали самого автора и то время, когда он писал. Во-вторых, герои. Мужские персонажи первых двух новелл вызвали такое внутреннее отторжение, что мне просто не хотелось продолжать чтение. Но уже с конца третьей новеллы моё отношение смягчилось. Да и вообще чувствовалось, что в плане мастерства, глубины, продуманности, все эти новеллы очень сильно отличаются друг от друга. Третья новелла уже позволила мне проникнуться текстом, размышлениями героя. Здесь я поняла в каком направлении в основном пишет автор. Это некая смесь детектива с социально-психологической драмой. Больше всего мне сюжетно и эмоциально понравился рассказ "Инспектор", который вполне мог бы превратиться в роман, если бы был доработан автором.

картинка daria_beattis

Прочитано в игре KillWish