Больше рецензий

9 октября 2022 г. 18:04

1K

4 Казаться, а не быть

Помню, что при первой попытке прочитать «Шагреневую кожу» я споткнулась о чрезвычайно велеречивый слог. Я так уставала от пафосных философствований на каждой странице, что забросила чтение этого произведения на долгие годы. Сейчас же я была готова к препоне такого рода, поэтому меня это не отвлекало. Наоборот! Да, язык до сих пор казался мне избыточным для сегодняшнего времени, но именно он (каким-то удивительным образом) помогал лучше проникнуться миром, описываемым Бальзаком. Манерность и некоторая театральность речи персонажей позволяла ощутить искусственность и наигранность французского общества 19 века в полной мере. Вряд ли Бальзак рассчитывал на такой эффект на читателя своего времени, но два столетия выдержки сделали многочисленные эпитеты дополнительной декорацией, помогающей современному читателю понять одну из основных идей романа.

Безусловно, в романе поднимается множество важных тем, но больше всего меня зацепило восприятие главным героем окружающего мира через материальные ценности. Главный герой — Рафаэль — личность малопривлекательная: мальчик, выросший в богатстве и роскоши, внезапно потерял состояние, а вместе с ним и почву над ногами. Изысканные и дорогие вещи будто являются для него неким фундаментом, тем, что защищает с самого детства. Рафаэль слабо представляет себе, как можно жить в гармонии с миром без этой мишуры. Наверное, именно поэтому стремление к богатству становится для него основной жизненной целью. В романе весьма прелюбопытно описана игра Рафаэля в благополучного молодого человека:



«Пройти через весь Париж и не быть забрызганным грязью, бегом спасаться от дождя и являться к ней столь же прилично одетым, как и окружавшие ее фаты, – ах, для влюбленного и рассеянного поэта подобная задача представляла трудности неисчислимые! Мое блаженство, моя любовь зависели от темной точечки на моем единственном белом жилете! Отказываться от встречи с нею, если я запачкался, если я промок!»

Получается, Рафаэль воспринимает себя через чистоту белого жилета, а не через свои внутренние качества. Забавно, что подобное стремление «казаться, а не быть» можно отчетливо наблюдать во многих соцсетях и сегодня, просто немного изменился инструментарий, а суть осталась прежней. Такое восприятие своей собственной значимости исключительно через вещной мир зачастую приводит к трагедии, которую ярко вырисовывает Бальзак. Главный герой без тени сомнений продаёт свою жизнь за шкуру осла, не замечая, что продает себя, как вещь. При этом получив шагрень, которая может исполнить любое желание (да хоть крылья можно было пожелать), он снова концентрируется на материальных, низменных страстях. Обретает ли он счастье в итоге? Обойдемся без спойлеров :)

Книга прочитана в рамках игры "Назад в прошлое!"

Комментарии


Детство Рафаэля не проходило в роскоши, ибо его отец до его совершеннолетия был с ним очень строгий и это автор хорошо описал, как это можно было упустить.

Здесь не имелась в виду избалованность Рафаэля, а имелась в виду роскошь и изысканность окружающей обстановки. Цитата:

"Через десять месяцев после расплаты с кредиторами мой отец умер от горя: он обожал меня - и разорил! Мысль об этом убила его. <...> У меня не было ничего! Через три месяца оценщик вручил мне тысячу сто двенадцать франков -- все, что осталось от ликвидации отцовского наследства. Кредиторы принудили меня продать нашу обстановку. Привыкнув с юности высоко ценить окружавшие меня предметы роскоши, я не мог не выразить удивления при виде столь скудного остатка.
- Да уж очень все это было рококо! - сказал оценщик.
Ужасные слова, от которых поблекли все верования моего детства и рассеялись первые, самые дорогие из моих иллюзий. Мое состояние заключалось в описи проданного имущества, мое будущее лежало в полотняном мешочке, содержавшем в себе тысячу сто двенадцать франков".

Я имел ввиду, что в книге не было акцента, что Рафаэль в детстве наслаждался роскошью, насколько я помню ему отец до совершеннолетия и денег не давал.
То, что его окружали изысканные вещи и мебель, это факт.