Больше рецензий

PurpleMerlin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 октября 2022 г. 08:38

754

5

я <...> не хотел бы, чтобы вы путали прогресс со счастьем.

Весна 1867 года. У Чарльза Смитсона все хорошо. Молодой человек происходит из аристократической семьи, а после смерти дяди он станет полноправным баронетом. Пока же у Чарльза есть деньги, завидная невеста (без титула, но с гигантским приданным) и любимая палеонтология, чтобы заполнить бесконечные пустые будни. Прогуливаясь с Эрнестиной по молу залива Лайм, он встречает Трагедию - мисс Сару Вудраф. Когда-то девушка погубила свою репутацию связью с французским лейтенантом, а теперь живет на попечении старухи-тиранши. Чарльз чувствует, что должен ей помочь, но еще не знает, какой ценой.

Викторианская Англия - моя любимый промежуток на пространственно-временном континууме. Литература того времени покорила меня еще в детстве. С другой стороны, я просто обожаю постмодернизм с его наглостью а-ля бульдозер в магазине фарфора. Думала ли я, что найду книгу, в которой соединились две мои страсти? А вот она, прямо передо мной. И это оказалось великолепно! Джон Фаулз смог написать по-настоящему викторианский роман со всеми его ограничениями и условностями, но сделал он это с дерзостью XX века.

"Любовница французского лейтенанта" это классический роман взросления. Чарльзу немного за 30, проведя свою бурную молодость в путешествиях, он наконец готов остепениться. Выбор его падает на мисс Эрнестину, чей отец богатый коммерсант. Но встреча с падшей гувернанткой пробуждает в этом сдержанном молодом человеке такие чувства, которые тщательно изгонялись из высшего викторианского общества. Таким образом, в центре сюжета оказывается любовный треугольник, который на самом деле строится не между Чарльзом, Эрнестиной и Сарой, а между Чарльзом, общественным одобрением и зовом сердца.

Роман влюбил меня в себя с первых глав тем, как Джон Фаулз использует классические (тогда еще бывшие, наверно, новаторскими) постмодернистские приемы. Мы внятно слышим голос автора - он такой же полноправный герой этого романа, как и остальные персонажи. Эта позиция позволяет Фаулзу показать Викторианскую Англию с того угла, который был недоступен писателям того времени. Фаулз часто отступает от повествования и дает культурно-исторический контекст, рассматривает нравы и предубеждения людей того времени, сравнивает их с современными для него. К слову, делает это он очень интересно. В романе множество отсылок к литературе и философии: от "Ярмарки тщеславия" до Сартра. Удаленность Фаулза от этого периода позволяет рассматривать его не изолированно, а вкупе с тем будущим, в которое Викторианская Англия вылилась, и используя современные понятия о психологии личности и общества. И как же это интересно! Кроме того, Фаулз делает все это так остроумно! Первая половина книги искрится иронией и несерьезностью, но в то же время показывает всю эрудицию автора и глубину его мысли.

Кроме всего прочего, это философский роман о свободе выбора - есть ли он вообще? И если да, то в какие моменты мы только думаем, что делаем этот выбор, а в какие - на самом деле делаем? А если нет, то от чего зависит курс нашей жизни? Вместе с героем мы ищем ответы на эти вопросы, вместе с ним мы позволяем автору завести нас в множество тупиков этого экзистенциального лабиринта, откуда он, посмеиваясь в свою окладистую бороду, нас, конечно, потом выведет. Что может быть интереснее, чем эти блуждания?