Больше рецензий

4 октября 2022 г. 23:31

161

2

«Читаем Россию»

Регион - Тува
«Дождь в Париже» - спорная книга в рамках моего круга чтения. 

Есть аспекты, которые мне настолько не понравились, что я собиралась поставить роману единицу на Лайвлибе. 

Во-первых, язык книги собрал все плохое, что можно сделать с русской грамматикой и русской пунктуацией. Например, на десяти страницах текста я насчитала двадцать многоточий, используемых для того, чтобы показать, что герой с носиальгией вспоминает свои детство и юность. Также Сенчин через абзац использует союз «да» в качестве соединительного, хотя текст - далеко не стилизация. 

Главный герой с говорящей фамилией Топкин купил тур в Париж (потому что ему с детства говорили, что Париж - город мечты), но дошел только до супермаркета и бара. В основном он сидит в гостинице, вспоминает свою юность в Кызыле или грустит о разрушенном браке. 

Вот этот разрушенный брак - второй невероятно раздражающий аспект романа. Жена Топкина решила, что Кызыл - бесперспективное, а из-за бытовой русофобии, еще и опасное место, поэтому вместе с сыном уехала к родителям в Воронежскую область. Топкин слишком любил малую родину и оказался не готов к переезду. 

Герой флегматично констатирует, что сын станет для него совсем чужим человеком, потому как, понимаете, нет ни транспорта, ни совместной опеки, и вообще это бывшая должна обеспечить ему условия для реализации своих родительских прав. 

Прикольно, когда транслируют стереотип о бывших, которые отбирают детей у любящих отцов, с учетом общей суммы долгов по алиментам в стране. 

 

И вот при всем при этом в романе нашлось чему частично компенсировать все это раздражение, если, конечно, я все это не вчитала. 

Основной конфликт в книге - вялое противостояние Топкина и общества, родителей, друзей и жен. Топкин хочет жить в своем родном городе, в то время как его тюкают и тормошат, чтобы он рвался в Воронеж, в Новосибирск, в Эстонию, ведут разговоры про «перспективы» и про необходимость «зацепиться за шенген». 

В Париже он никуда не доходит, не потому, что такой ленивый, а потому, что ему совсем не нужен Париж. Вот так тоже бывает, мне, например, тоже не нужен, и я тоже всякий раз удивляюсь, если меня спрашивают, не собираюсь ли я перееезжать*.

Да, можно сказать, что Топкин - просто ленивый и пассивный, вот и не переезжает. Но он бы переехал и не стал менее пассивным. Человек здраво себя оценивает и не строит иллюзий в духе «Трех сестер», что же тут плохого. 

Так что вот пропаганда пассивного регионального патриотизма стала для меня аргументом в пользу романа. 

*надо сказать, что мой регион в рейтинге социально-экономического развития гопаздо ближе к Москве, чем к предпоследнему месту, так что до Топкина мне далеко.