Больше рецензий

26 сентября 2022 г. 08:03

358

4 Спойлер Цена ошибки.

Я знала, что обязательно прочту 120 книг, как и задумывалось, но не была уверена, какая из них будет той самой, "окончательной". А ею неожиданно стала четвертая книга из серии "Государи московские". Пришлось ради нее отложить остальные, потому как книга далась тяжело.
Да, читать ее было сложно, и не только и не столько из-за слога автора - к нему я уже притерпелась и даже начала находить некую прелесть во всех этих "почто", "крест на мя возлагашь" и "ентот". И сюжет был довольно живенький, не нанизанный на одну линию - можно было и в княжий терем заглянуть, и по Новгородским улицам пройтись, и побывать на пиру у князя Великого Княжества Литовского, и даже в шатре правителя Золотой Орды. Это было интересно. Не говоря уже о легком налете мистики - ведьма Кумопа, Велесов дуб, ожившие мертвецы - это тоже было. Добавляло изюминки и не только...
Сложности были в другом. Автор порой пускался в философствование. И не только там и тогда, когда, увлекаясь описанием житий Сергия Радонежского и патриархов, принимался чуть ли не дословно пересказывать существовавшие тогда мистико-философские учения древних схоластов. Он еще то и дело "растекашася мысью по древу" принимаясь рассуждать о судьбах народов, особой исторической миссии Руси-России, начинал сравнивать ее с Польшей, Литвой, Украиной (порой современными) и Востоком. Вот тут читать было не просто сложно, а немного муторно. Настолько муторно, что порой пропускала отдельные строчки и абзацы - ухватывала суть и проскакивала дальше, не вникая.
Правда, были и фрагменты, которые вполне "вставляли" - одна бешеная скачка Никиты с грамотой через мороз и метели чего стоит. А встреча Оньки и Михаила Тверского! Я уж не говорю о Святках и жутко-красочном описании прихода на Русь чумы... За это не жалко было бы высшего балла... если бы не морализаторство писателя. Увы.
Что за ошибка? Тут все сложно. Тут надо не просто рассказывать само произведение, но и пускаться в те же самые дебри философии, которых мне с лихвой хватило при прочтении книги. Скажу лишь, что автор все свел к высшей справедливости, и даже чересчур хватил лишку, на последних строках сообщая устами патриарха Алексия: "Князь Симеон ДОЛЖЕН бЫЛ умереть бездетным..." - то есть, сам патриарх в какой-то момент уверовал в то, что существуют проклятья, что есть справедливость, но есть она не для всех. И что есть ошибки, которые ничем не искупить. Даже кровью.