Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2013 г. 18:00

158

4 Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство

Начало XVII века, время расцвета науки и культуры в Праге при правлении императора Рудольфа II, великого покровителя художников и ученых. Необычные научные интересы императора, а также его любовь к собиранию предметов искусства и «диковинок» естественнонаучного характера делают Прагу привлекательным городом для ученых со всей Европы.

Приезжает в Прагу и доктор Ян Есениус – выпускник Падуанской Академии, ректор Виттенбергского университета, выдающийся врач своего времени. Процветает Пражский Университет, где преподают такие видные ученые, как астроном Тихо Браге, математик и астроном Кеплер, и в который отовсюду съезжаются студенты. Совсем недавно были опубликованы труды Коперника, и пока далеко не все ученые соглашаются с его теорией, в Италии еще работает Галилей, хотя Джордано Бруно уже находится под судом инквизиции.

В странах Священного римского союза протестантам позволялось занимать государственные посты и научные должности. Ян Есениус был протестантом, в католической Италии ему даже не выдали диплом об окончании университета, за отказ присягать Папе, как полагалось всем выпускникам. Тем не менее он был приглашен на должность придворного врача при императоре Рудольфе, ему было позволено заниматься медицинской практикой, а также он внес свой вклад в развитие медицинской науки, впервые проведя публичный анатомический сеанс, который имел огромный успех у публики. А некоторое время спустя отважно вступил в борьбу с чумой, которая все еще посещала европейские города. Как врач императора, он не имел права лечить бедняков и евреев, но автор все-таки сталкивает своего героя с раввином Львом (тем самым, которому приписывают создание Голема), умоляющим его спасти внучку. Врач спасает девушку, а раввин в благодарность открывает ему некоторые свои тайны.

Но после смерти императора его приемник не выполнил соглашение об условиях веротерпимости, данные протестантской общине, и доктор Есениус, уже ректор Пражского Университета, по просьбам своих единоверцев отправляется в качестве посла в Прешпорк, к новому императору за защитой обещанных ранее свобод. Но дуют уже другие ветры, принося дым гуситских костров, благоприятные времена окончились, и новая власть готова «изгнать еретиков бичом огненным». Попытки защитить свои убеждения с помощью оружия не удаются, всех видных протестантов объявляют изменниками и казнят на Староместской площади. В их числе и доктор Есениус. Его предупреждали об аресте, он мог уехать, но не захотел бросить свой Университет и своих единоверцев.

В очередной раз поражаешься, какую огромную роль в сознании людей того времени играла вера. Ученый, человек мира, врач, которого с радостью приняли при любом европейском дворе, счел, что вера и убеждения стоят того, чтобы принять за них смерть.
Труды Есениуса и его предшественника Везалиуса по основам научной анатомии явились предтечей таких научных достижений, как открытие английским врачом Томасом Гарвеем системы кровообращения.

Книга прочитана в рамках Книгомарафона.

Комментарии


Спасибо за отзыв.
Чехи говорят, что после разгрома протестантской церкви в 17 веке многие её приверженцы переходили в католичество вынужденно, оставаясь тайными протестантами и что в наше время идёт заметный обратный процесс возвращения потомков в протестантскую церковь.


Спасибо Вам.:)) Это получается, что предки современных чехов, словаков и прочих все эти столетия оставались тайными протестантами или все-таки это желание людей в современном мире обрести конфессию своих предков? В любом случае - достойное дело!:))


Во всяком случае люди хранили верность убеждениям, которые достались им от старших поколений и при появившейся свободе нашли в себе силы обозначить эти убеждения открыто. Я это привела со слов человека осведомлённого и интересующегося, но лица, всё же, частного. При этом речь шла только о чехах, про словаков ничего сказать не могу.
До последнего времени считала, что белорусы все поголовно православные. А вот, оказывается, и нет. Значительная часть населения в Белоруссии - католики ( это уж я просто так, к слову).


Это кажется естественным - вернуться к своим корням.:) А насчет белорусов - это как раз понятно, ведь западная Белоруссия до 1939 года была частью Польши. Дед моего мужа рассказывал, как они в детстве бегали в костел. Потом он правда в Туркестане с басмачами за советскую власть воевал, и от детской веры мало что осталось...:)