Больше рецензий

14 сентября 2022 г. 13:06

861

4 Россия - это страна, которая колонизируется

Внутренняя колонизация России очень дискуссионная и во многом табуированная тема в широком обсуждении. У нас принято считать, что были «плохие» империи, которые угнетали несчастные народы по всему миру и была Россия, которая путем исключительно оборонительных войн заняла одну шестую часть мировой суши. При этом России приписывается роль мягкой цивилизационной силы, впитавшей, воспитавшей и освоившей огромные территории с разнородным, но смешанным в сознании населением туземцев. Которые сами стали россиянами, в большинстве своем верными православными поддаными империи. При этом сам термин «империя» к России применятся скорее как имиджевый, а не сутьевой.

Интересно, что в профессиональном сообществе это взгляд никогда не был доминирующим. Еще наиболее значимые историки имперского периода подчеркивали, что Россия – это страна, которая колонизируется. Сейчас всерьез этот подход даже не оспаривается. Так какой была и остается наша империя, насколько сильно она отличается от классических морских империй?

Империя – это агрессивный конструкт из разнородных территорий и социальных общностей, под единым управлением метрополии. Для управления империей используется ряд методов, построенных на стратификации центра и периферии под общим доминированием столицы. В этом отношении Российская империя не сильно отличается от Британской или Французской. Только имперские устремления направлены не за моря, а вширь за присоединением новой территории и вглубь вместе с освоением собственного населения. И в этом главное отличие.

В истории России территориальная экспансия сочеталась с выстраиванием изощренных механизмов эксплуатации центральных губерний. Там, где не хватало различия в расе и религии, была создана строгая сословная стратификация. Она позволяла управлять народом, не отличающимся физически от управленцев на базе колониальных методов. Она институционализировала внутреннее рабство и утвердила самость управленцев. При этом получилось, что той единой России, как мы привыкли представлять, не существовало. Управленческая элита и аристократия чувствовали себя чужаками на собственной земле. А народная масса не имела ни свободы, ни субъектности для того, чтобы представлять единое живое тело государства. Пришлый администратор оставался пришлым, а у тех, кто был на земле всегда не было ни голоса, ни прав.

Так и повелось со времен легендарного призвания (завоевания?) Рюрика. Иностранцы создали доминирующую верхушку. Иностранцами же она и пополнялась. Обрусевшие или этнические русские по своему складу, культуре и самосознанию тоже были вполне иностранцами. Славяне колонизировали земли финно-угров, Дикое поле, Урал, Сибирь и Дальний восток. А самих их неуклонно колонизировала империя. Колонизация была лигитимизирована сословностью. Управление по принципу включения общности, а не человека опиралось на укрепление крестьянских общин. Исконность которых ставится под вопросом их внезапным открытием уже в поздний имперский период и дальнейшей намеренной интеграцией в имперский механизм.

Главный этап внешней колонизации – присоединение Сибири – был обусловлен охотой за пушниной, самым важным экспортным ресурсом Российского государства. Основной процесс внутренней – включением в колониальные отношения крестьянского населения центра. Во внешней колонизации были эпизоды относительно мирного включения новых народов и территорий, но было также и массовое уничтожение местного населения в войнах, болезнях, потере экологической ниши. Во внутренней колонизации основу составило порабощение и выстраивание непроходимых сословных ограничений.

В итоге получился колосс на глиняных ногах. Империя, в которой центр эксплуатировался больше периферии. В которой непонятная и непостижимая экзотика начиналась сразу за порогом усадеб аристократов. В которой у большинства людей не было своего дома, а свое право либо отсутствовало, либо не имело понятного и этичного основания. Отсюда и путешествия в близкую глубинку, ее осмысление как экзотического и непонятного пространства, непостижимого, но наделенного сложным смыслом. Отсюда лучшие произведения в русской литературе, объединенные конфликтом, где представители высших классов не находят себе места в сложившейся системе отношений. Устами героев этих произведений говорят люди по две стороны границы – колонизаторы и колонизируемые, пытающиеся осознать свое положение и постоянно утопающие в противоречиях. В конце концов возникает двойник. Двойник – это главный продукт Российской империи, разделенный человек, который одновременно и колонизатор и колонизируемой. И в этой дихотомии видится крах общества, которое так и не смогло ее разрешить.

Книга очень полезна для осознания того, чем было и чем не было Российское государство. Она позволяет взглянуть с новых и, на мой взгляд, более обоснованных позиций на историю нашей страны. И в этом ее неоспоримое достижение. Но есть и минусы. Книга кажется несколько рыхлой, составленной из разных кусков, сочетающих теорию, методы, историю, осмысление и эпизоды колонизации. Эти куски не равноценны и не всегда хорошо работают сообща. Наиболее интересны центральные главы, иллюстрирующие механизмы внутренней колонизации. Хотелось бы более широкого развития этих тем.