Больше рецензий

dandelion_girl

Эксперт

Либрокубикуларист

13 сентября 2022 г. 20:02

1K

3.5 Кукла и кукловод

«Запретные цвета» — один из ранних романов Мисимы. Он в значительной степени расширяет темы, затронутые в его смелом дебюте «Исповедь маски», принесшем 24-летнему Мисиме известность.

В центре романа — странное сотрудничество между стареющим писателем Сюнсукэ Хиноки и молодым студентом-геем Юити. Когда молодой человек признаётся писателю в том, что женщины не вызывают у него романтических чувств, трижды разведённый Сюнсукэ решает отомстить всему женскому роду за боль и непонимание, причинённые ему, с его помощью.



Он [Сюнскэ] считал себя обреченным на несчастья, и эта мысль каким-то образом срослась с его жизнью; кровь юношеских мечтаний смешалась с кровью стариковского раскаяния. И тут подоспел Юити

Он снабжает его деньгами и советами обольщения, подстраивает «случайные» встречи с «жертвами» и регулярно встречается с Юити сам. В этом тайном сотрудничестве легко увидеть параллели с уальдовским «Дорианом Греем», где молодой Дориан попадает под тленное влияние лорда Генри. Юити прекрасно осознаёт, что он красив и имеет влияние не только на женщин, но и на мужчин. Постепенно он, словно муха, попадает в сеть обмана, разрушенных жизней и отношений, и хотя его конец оказывается не столь печальным, как у Дориана Грея, его существование трудно назвать прекрасным.

Как всегда, у Мисимы в тесном переплетении находится отвратительное и прекрасное. Ему виртуозно удаётся столкнуть эти две противоположности и вывести из них нечто глубокое. В послесловии литературовед-японист Александр Чанцев отмечает:



Красота, как всегда у Мисимы, демонична и разрушительна, ослепительна, но смертельна. Юити, воплощение этой самой красоты, есть, по определению Сюнсукэ, результат того, что происходит, когда красота «насильно, по-воровски вырвана из рук этики». Разложение, начинающееся в самом Юити, как и в Дориане Грее, превращающемся в конце в отвратительный труп, проецируется на весь окружающий мир. Поэтому никакой этики в мире «запретных цветов» (мире бывших аристократов, торгующих на черном рынке, шантажистов, гей-баров и гей-вечеринок, на которых американцы покупают себе любовников, и т. д.) нет.

Роман многословен, но потребность Мисимы в описании незначительных, казалось бы, подробностях объясняется его стремлением не упустить ни малейших движений души героев, рассказывающих нам свою историю. Не скажу, что роман произвёл на меня сильное впечатление, но точно приблизил к пониманию загадки, которой является Юкио Мисима.



Кто любит, тот великодушен, а кого любят, тот жесток

Все те, кто любили Юити, в итоге сделали его жестоким, а великий кукловод, затеявший эту опасную игру с человеческими эмоциями, и сам поплатился за то, что оказалось ему не по силам.

Роман прочитан в чайном уголке «Камелия»

Комментарии


Кто любит, тот великодушен, а кого любят, тот жесток

- очень метко


Да, тоже понравилось, поэтому хотелось включить в рецензию


У Мисимы хочу со временем вычитать всё, сейчас вот собираюсь Маску наконец прочесть)


«Маска» мне понравилась больше. «Цвета» - это своеобразное (более откровенное) продолжение «Маски». Я тоже потихоньку вычеркиваю произведения Мисимы из своего длинного списка


Надеюсь, когда доберусь, обсудим)
Что дальше на очереди у него?


Надеюсь тоже. Я буду следить за тобой :-)
Дальше планирую продолжить его тетралогию «Море изобилия». Я только первую книгу прочитала . Очень хочется продолжить.


Вот пока вся тетралогия только в планах, но это до чего я точно доберусь в ближайшие годы)


Мне она интересна тем, что это последние произведения Мисимы. Думаю, там вся его взрослость сосредоточилась, вся мудрость и мастерство.


Вообще любопытно сравнивать раннее и позднее творчества автора, так что и с этой точки зрения интересно) Слушай, а Мисимы же в Псах не было?


Вот и нет! :-( интересно почему, я тут задумалась после твоего замечания. Он, наверное, не такой классический, как остальные :-)


Вот и я вчера на эту тему что-то подзависла)) Всё же личность очень такая ключевая для японской литературы.. Тут либо всех не впихнёшь, либо реально по годам жизни сочли ближе к современным)