Больше рецензий

8 сентября 2022 г. 13:46

412

5 На пороге ответов

"Это слово. Слова - бледные тени забытых имен. Поскольку имена обладают властью, то и слова обладают властью. Слова могут зажечь огонь в людских умах, слова могут выбить слезы из самых суровых сердец. Есть семь слов, которые могут заставить кого угодно полюбить тебя. Есть десять слов, которые ломают волю самого сильного человека. Но слово - только отражение огня, картинка. Имя - сам огонь".

Каждый раз, когда я прочитываю книгу подобного уровня, я поражаюсь, что она могла быть написана всего одним человеком. Причем человеком, прожившим менее двух сотен лет.

Свежее дыхание фентези

Я ожидал увидеть что-то типичное, но "Имя ветра" сумело меня удивить. Я бы даже отчасти назвал это научным фентези, потому что местная магия, хоть и является магией по своей сути, но обращаются с ней как с наукой. Часть магических фич заимствована из классики, но удачно вплетена в мир и раскрыта с нового угла (руны, имена). Часть выглядит вообще совершенно новой (искусство симпатии).

Больше всего меня тронула тема имен. Я уже встречал подобные мотивы в том же "Волкодаве" Марии Семёновой, но там это задевалось вскользь, а здесь прямо развернулось. И все с тем же подробным обоснованием, что и вся остальная наукомагия. Пожалуй, этот ход - тщательного разбора механизмов наукомагии - меня подкупил больше всего.

Проработка вселенной

Мир не наш, но похожий на наш. Средневековый, но с наукомагическими прибамбасами. И эта "ненашесть" ощущается во всем. Здесь другие народы, другие страны и империи, другая история, другие легенды, другие религии, другой календарь, другая валюта, другие ругательства. Другие языки.

Языки вообще отдельная тема. Они не посто звучат как непонятная тарабарщина. Одни производят впечатление реально существующей тарабарщины, просто непереведенной. Другие вбирают в себя какие-то новые принципы коммуникаций.

спойлер
(Жестовый слой языка адемов, узелковое письмо иллийцев)
свернуть

Создать настолько проработанную вселенную - просто титанический труд.

Выход за рамки авторского "я"

Каждый писатель создает вселенную и персонажей в силу своего ума и души. Вселенная может быть полна мудрецами и дураками, мужчинами и женщинами, существами других видов, но каждый мудрец будет мудр лишь насколько, насколько автор способен передать его мудрость.

"Имя ветра" и последующие книги недописанной трилогии не ощущаются загнанными в рамки кругозора одного человека. Они выглядят так, словно автор подгядывал за реально существующим миром и просто записывал, а не творил все это из себя самого. Он описал мудрецов разных пород, которые выглядят мудрецами. И учителей школы боевых искусств, которые выглядят профессионалами школы боевых искусств. И женщин, которые выглядят интересными живыми персонажами, хотя у авторов часто возникают проблемы с сотворением и оживлением героев противоположного пола.

Просто поражает то, что один человек может вместить в себе столько всего.

Авторский слог и композиция

Композиция очень нестандартная. Патрик Ротфусс на правах всевидящего автора разделил свою историю на несколько слоев повествования. На верхнем слое мы со стороны наблюдаем главного героя в актуальном для него настоящем времени, где он начинает рассказывать историю своего прошлого. И мы переходим к нижнему слою: собственно, его истории от первого лица. Эти слои периодически перетекают друг в друга. Факты, которые мы узнаем в прошлом, выныривают в настоящем и наоборот. Прошлое и будущее сплетаются, взаимопроникают.

Поскольку главный герой - личность творческая, автору от первого лица был открыт полный карт-бланш на художественные приемы. Текст очень метафоричный. Автор любит иногда сделать паузу и со смаком расписать атмосферу места, оттенки голоса, глубину чувств. Он описывал даже музыку, и это не ощущалось занудно. Напротив, описания, по большей части лишенные типичных клише, оживают и ощущаются полнее.

Последняя книга еще пишется, так что эта история пока что так и висит оборванной. Незакрытой стихией, как писали Олди. Но я все равно не жалею, что прочитал. Хотя, признаюсь, части "Страхи Мудреца" зашли мне чуть больше "Имени ветра". С одной стороны, меня адски интересовала тема имен, а в "Имени ветра" она объявилась ближе к концу. С другой стороны, темперамент главного героя не совпадает с моим, поэтому переваривать некоторые его поступки мне было тяжело.