Больше рецензий

Moonzuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2022 г. 19:36

85

5 Разум против неразумия

Первая половина четырнадцатого века. Позднее средневековье, как сказано в аннотации. А значит внутри феодального государства уже вызревают основы следующей общественной формации. Города начинают теснить замки, законы рыцарства в среде князей и герцогов вытесняются законами наживы и своекорыстия.
Героиня романа образована и умна. При этом внешне "безобразна" (так ли уж отвратительна была реальная графиня Тирольская - однозначного ответа у историков нет). Невозможность нормальной семейной жизни компенсируется активной государственной деятельностью. "Она чувствовала свое единство со страной... Страна стала ее плотью и кровью. Реки, долины, города, замки стали частью ее существа. Ветер гор был ее дыханием, реки - ее артериями." Она издала уложение законов, что способствовало "учреждению в стране порядка", установила твердые пошлины, "ограничила произвол и судебные полномочия баронов", а это усиливало центральную власть, укрепила положение городов, а значит создала благоприятные условия развития ремесел и торговли. Все эти дела говорят о понимании герцогиней Маульташ исторических тенденций своего времени. Результат? "Люди уважают ее. Но не любят".
Когда исторический роман посвящен какому-то важному событию или выдающейся исторической личности, логика автора, выбравшего их темой своего произведения понятна. Кроме того, хороший исторический роман всегда "опрокидывается" в современность. В чем логика Фейхтвангера при выборе героини книги и какие мысли ее созвучны проблемам времени написания романа (1923 год)?
Я для себя нашел такие ответы на эти вопросы. Революция в России и революционные выступления рабочих в Германии. То есть - слом эпох, идеология капитализма проигрывает (хоте бы "в одной отдельно взятой стране"). Что до выбора героини - здесь, как мне кажется попытка ответить на один из классических вопросов литературы (или даже шире - человеческого бытия): если наши дела, продиктованные разумом, в мире, наполненном злом неразумия, не приносят блага, то нужно ли эти дела творить?
При чтении роман погружает в себя, язык его я бы определил как "вязкую" прозу - не прибегая к подробным описаниям места действия или того или иного события, автору удается на малом пространстве текста, используя характерные детали и выразительные образы создать ощущение времени, в котором протекает жизнь его героев. Как пример можно вспомнить фрагмент, посвященный последним часам короля Иоганна Богемского, участию и гибели этого слепого рыцаря в сражении между Францией и Англией, в ссору которых ему "совершенно незачем было ввязываться, ... он сделал это из одного лишь воинственного пыла".