Больше рецензий

12 августа 2022 г. 20:57

454

3 Анна, Ханна, Юханна, аптека, улица, фонарь

Память на имена и сюжеты у меня, как у рыбки, но идеи узнаю хорошо. Книга условно поделена на 3 части, к концу первой я уже поймала дежавю "где-то я это видела". И надо же, оказывается, это вторая для меня книга Фредрикссон. Ровно 4 года назад познакомилась с "Книгой Евы". Там писательница пыталась перевернуть history в herstory и, на мой взгляд, провалилась по всем логическим выкладкам. По моим, конечно. Как известно, сколько женщин - столько логик. Так вот книга "Анна, Ханна и Юханна" - это картинки к "Книге Еве". Иллюстрации. Основная мысль всё та же - женщина важнее. Кромешно важнее, только мужики не дают ей это осознать.

В коротеньком предисловии выясняется, что книга будет о том, что грехи матерей важнее грехов отцов. Она цитирует Библию: "Грехи отцов падают на детей до третьего и четвертого колена." Её всё еще раздражает (как и в Книге Евы) хистори - отцов, а не матерей. Представляю, как бесит стандартное "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова" ;)) Мне это видится сильной детской обидкой и от неё как раз расходятся эмоциональные волны, которые рушат всю логическую схему и не дают толком понять, что ж хотела сказать авторка-то?..

Про логику я всё время говорю, потому что в структуре обеих книг, в выборе слов, особенностях композиции очень ярко чувствуется желание строгости, последовательности, схематичности - эдакой холодной ясности неизбежно правого взгляда. История Ханны - почти чистые факты, там это особенно хорошо заметно. Насколько я поняла, за Ханну пишет Анна, это как раз её книга. Отличное композиционное решение, по форме тонко сделано, НО. Но с книгой Анны такая же беда, как с книгой Фредрикссон (было бы занятно, если бы эта матрёшка оказалась задуманной). У автора и текста разные типы мышления. Анну рвут эмоции. В её рассказ о том, что она холодная как лёд, живёт во внутренней пещере, никаким местом не верится. Её отношения с мужем просто взорвали мне мозг. "О, боже, какая дура хочу от тебя лемура".

Основная идея книги вроде бы в том, что грехи матерей косят ряды их наследниц (вот почему Анна дура?..). Я отчаялась врубиться в смысл этого послания. Хотя бы потому что понятие "греха" мне не ясно в контексте данной книги. Неужели оно классическое, заключённое в том, что женщина - женщина. Неоднократно повторяется отправная точка истории Ханны - абсолютно несправедливое звание "шлюхи" из-за незаконнорожденного сына (после изнасилования). Это её грех? Глупость какая-то.

Да и больше всего в книге обращает на себя внимание не то, что бабушки, матери, дочери наследуют общие черты, судьбы, влечения и социальные оковы, а то, что все мужики - рудимент человечества. И вот это как раз грех женщин, а именно матерей. Хотелось бы заменить слово "грех" на "ответственность", тогда текст становится понятнее. Хотя я с ним всё равно не согласна ;)

Мужчины по Фредрикссон делятся на два типа - инфантилы и бабники. Некоторые совмещают. И абсолютно все рождены, чтобы водка не пропала. Рождены, к слову сказать, матерями. В тексте звучит очаровательная мысль, что во всём виноваты сильные матери. И судя по всему, других не бывает. Сыновья, которые не смогли победить матерей, мстят за это остальным женщинам - то изнасилуют, то изменят, то еще что придумают. В общем в бедах дочерей виноваты матери. Матери мужей. Свекрови... Хм, а чего это я не согласна-то? ;)

Догадываюсь, почему. Меня всегда бесила и будет бесить монолитность и всешность. Все женщины такие, все люди сякие, все мужчины - козлы, все жестокие женщины воспитывают чудовищ, всё наше поколение романтично, всё прошлое убого и так далее. Глыбы и особенности их глыбизны. Если принять во внимание, что идеи Фредрикссон во-первых, не очень ясны, во-вторых, претендуют на глобальность при острой эмоциональной субъективности, то эти туманные валуны - шаткий фундамент для блестящей книги.

Я быстро устала от женщин и практически одинаковых мужчин книги, поэтому сосредоточилась на описании жизни на границе Швеции и Норвегии. Понятия не имела, что у них такие напряжённые отношения были на рубеже 19-20в. Им удалось мирно разорвать "братские" узы унии, хотя всё обещало кровавый конфликт. Всегда можно решить дело миром, было бы желание.