Больше рецензий

5 августа 2022 г. 09:32

373

4

Прочитана книга Дины Рубиной «Синдром Петрушки». С творчеством Дины Рубиной я уже знакома по книгам «Бабий ветер» и трилогии «Русская канарейка». Начав читать «Синдром Петрушки», в голове практически сразу стали возникать параллели с романом «Русская канарейка». Я поначалу даже насторожилась, настолько их было много. Эта книга виделась мне, как младший брат, очень уж она похожа на трилогию, только в сжатом варианте. Но потом, увлекаешься, погружаешься в новую историю. Кстати, посмотрев в Википедии, я узнала, что трилогия «Русская канарейка» была написана через 4 года после «Синдрома Петрушки».

По традиции начну с аннотации, ведь чаще всего, выбирая книги, мы ориентируемся на неё: «Дина Рубина совершила невозможное - соединила три разных жанра: увлекательный и одновременно почти готический роман о куклах и кукольниках, стягивающий воедино полюса истории и искусства; семейный детектив и психологическую драму, прослеженную от ярких детских и юношеских воспоминаний до зрелых седых волос.
Страсти и здесь "рвут" героев. Человек и кукла, кукольник и взбунтовавшаяся кукла, человек как кукла - в руках судьбы, в руках Творца, в подчинении семейной наследственности? - эта глубокая и многомерная метафора повернута автором самыми разными гранями, не снисходя до прямолинейных аналогий.
Мастерство же литературной "живописи" Рубиной, пейзажной и портретной, как всегда - на высоте: словно ешь ломтями душистый вкусный воздух и задыхаешься от наслаждения».

Соглашусь со словами об удовольствии просто от самого текста. И хотя я сначала немного насторожилась от узнаваемого обилия музыкальной терминологии в текстах Рубиной, с помощью которых передаётся радуга чувств и эмоций, но потом как-то это ушло на второй план.

Итак, в этом романе мы опять, как и в «Русской канарейке», встречаемся с неординарным человеческим талантом, с мальчиком Петей, который с детства был необычным, погружённым в мир кукол, немного оторванный от людей и реальности.

Мы узнаем о его детстве, в котором был пьющий калека-отец, который был очень яркой личностью для Пети, он часто о нём вспоминал, а характер отца и его разговоры потом стали душой и характером сделанной Петей куклы-марионетки.
Благодаря свой матери, он познакомился с дедом-кукольником Казимиром Матвеевичем, который учил его искусству кукловодства и вентрологии или чревовещания, т.е. говорить, не открывая рта, потому что чувствовал в нём тягу и погружённость в этот мир.

А ещё, благодаря матери, Петя оказался во Львове, где жил у знакомой и любимой матерью Басе, которая познакомила его с мальчиком Борисом, ставшим другом Петру, а в будущем врачом-психиатром для Лизы. Той самой Лизы, чья мать выбросилась из окна на глазах у маленького Петра, и к которой уже в детстве Пётр был словно прикован. Он был одержим любовью к девочке, которая поглотила его внимание, будучи ещё совсем малышкой. Для него она была маленькой живой огненноволосой куклой, которую он взял под своё покровительство, дождался, когда она вырастет, и забрал её от странного отца, она стала женой и поначалу даже помощницей в работе.

История семьи Лизы оказалась очень таинственной. Это отдельная линия романа, где рассказывается о родовом проклятье. Женщины этого рода имели ярко-красные волосы, и рожали только таких же девочек, благодаря символу и талисману семьи родильной кукле. Это кукла-закладка, т.е. кукла с секретом в виде еврея Корчмаря, внутри которого была маленькая кукла-петрушка только женского пола с красными волосами. Если по какой-то причине кукла из семьи исчезала, то у женщин рождались дети с синдромом Ангельмана или по-простому с синдромом Петрушки, т.е. с вечной улыбкой на лице, с умственной отсталостью. Так и случилось в семье Петра и Лизы, а после смерти ребёнка Лизе пришлось лечиться в клинике у друга Бориса.

В отношениях Петра и Лизы всё было исключительным от любви, до ненависти. Борис, глядя на их семью, удивлялся, иногда не понимал их отношений и зависимости друг от друга, иногда даже завидовал их необычной связи. Он сравнивал их с детьми, которые пережили оспу, но навсегда остались с изрытыми лицами. Эти двое стали жертвами особого вида любви: страстной, единоличной, жестокой. Пётр не мог оставить Лизу не на минуту, как тревожный отец своего маленького ребёнка. Лиза временами мучилась от ревности к профессии, а особенно, когда Пётр сделал куклу Элис–фантастически точную копию Лизы, чтобы заменять её куклой в эстрадном номере, пока Лиза была в клинике.

После прочтения книги решила посмотреть и фильм. Лучше бы я этого не делала, да и досмотрев до середины, я начала просматривать его практически в быстрой перемотке. Не понравился фильм совсем. Не знаю, как бы я его восприняла, если бы не читала книгу, но после чтения замечательной чувственной, эмоциональной книги фильм вообще никак не пошёл.

Так что советую прочитать этот роман всем поклонникам красивой и интересной литературы. Приятного и полезного вам чтения.

Комментарии


Да, очень похоже на "Канарейку"! Так же шедеврально!


Спасибо! У Рубиной люблю практически всё, за редким исключением. Особая любовь - язык её книг, художественная ценность текста очень высока для меня. Вот бы хоть примерно так уметь писать)


Аналогично! Обожаю все ее три трилогии: Канарейку, Наполеонов обоз и условную трилогию Люди воздуха, куда как раз входит Петрушка. Бабий ветер читал, Маньяк Гуревич на очереди. А вот ранние ее вещи ну никак не заходят.


"Маньяк Гуревич" мне тоже очень понравился. Меньше нравятся рассказы, например, сборник "Собака" читала, а ещё не смогла одолеть книгу "Я вас лублу!".


От Гуревича много жду. Но еще жду, пока появится настроение читать Рубину. )