Больше рецензий

wondersnow

Эксперт

Сердце воительницы, душа сказочницы.

3 августа 2022 г. 22:02

796

5 Когда мечта, воплощённая на полотне, выдыхается и погибает.

«До чего было бы прекрасно посвятить всю жизнь творчеству, постараться охватить им всё – животных, людей, всю вселенную! Всё объединить – значит объяснить. Не взлёт и не падение, не грязь и не чистота, а мир – таков, как он есть».

____Эта прекрасная мечта завладела Клодом чуть ли не с раннего детства – мечта воспроизводить на полотне саму жизнь, какой бы красивой или уродливой она ни была. Вместе со своими верными товарищами он променял пасторальный Плассан на блистательный Париж, и казалось, что этих отчаянных ребят не страшило вообще ничего, так молоды, самоуверенны и амбициозны они были: «Теперь, когда мы вместе, мы уже не отступим. В этом и есть жизнь – бороться вместе, когда нас воодушевляют общие идеи, и да испепелит гром небесный всех идиотов!». Даже столкнувшись с первыми трудностями, они не переставали грезить о том, что рано или поздно Клод возглавит движение, которое наконец-то низвергнет чванливую Академию с её приевшимся романтизмом, после чего для искусства начнётся новая глава, наполненная светом и жизнью. О, молодость! Сколько мечт и надежд...

____Чтобы понять такого персонажа как Клод, нужно иметь представление о том, каково это – быть творческим человеком, и под творческим я имею в виду действительно зацикленного на своём деле человека, который дышит лишь ради него: «Ничего не существует вне живописи, и пусть гибнет мир». Мне всё происходящее было чуждо, но в его перепадах настроения, проблемах с самооценкой и зависимости от чужого мнения угадывались черты многих творческих людей, потому наблюдать за нервным истощением и неминуемым падением этого действительно талантливого юноши было очень печально. Почему же он так и не смог создать свой шедевр? Были ли виноваты в этом все те негодяи, что, присваивая себе его идеи, смеялись и всячески над ним измывались? Может быть, это дело рук ненавистной Академии, которая презирала всё новое? Или дело всё-таки в нём самом, ведь так называемое проклятие Ругон-Маккаров, сокрушающее особо чувствительных, имело место быть? Кто знает. Возможно, сложились вообще все факторы, разрушив в итоге не только его веру в свой талант, но и его самого: «Плевать мне на то, что я создал, если я не сумел создать самого себя». Одно ясно точно: им с Кристиной не нужно было заводить семью, ибо страсть страстью, но ни к чему хорошему союз таких людей привести в принципе не мог. Как трагична была последняя ночь, в ней было всё неправильно... Исход был понятен сразу. Творец сгинул, как и его мечта.

____Эта книга изобилует самыми разными творцами – художниками, музыкантами, скульптурами, архитекторами, писателями, и в их чертах угадывались многие именитые люди того времени, самый настоящий собирательный образ, который поначалу вызывал интерес, ведь это так увлекательно – улавливать знакомые черты творческих личностей в персонажах! Но потом чувство восторга поутихло, и всё из-за Сандоза. Добрый, увлечённый и заботливый, он единственный вызывал симпатию без малейшей примеси негодования, но тут кроется одна ма-а-аленькая такая проблема: прототипом героя был Эмиль Золя. Это был очень странный контраст: все остальные герои в тех или иных моментах показывали себя с плохой стороны, демонстрируя зависть и злобу, и лишь один Сандоз сиял в этом мраке ненависти и ревности, воодушевлённо рассуждая о труде всей своей жизни – цикле из двадцати томов (откровения maestro, дайте ещё!). Обычно я спокойно отношусь к тому, что авторы берут для своих историй что-то из реальной жизни, надо ведь откуда-то черпать вдохновение, но, дочитав сие творение, я поняла, почему после выхода «Творчества» писатель растерял многих своих товарищей, он ведь не просто заимствовал какие-то черты друзей, он их чуть ли не цитировал, и выставлялось всё это в таком дурном свете, что вызывало неприязнь, пусть и понимаешь, что он хотел как лучше. Да, опасненько водить дружбу с такими людьми (горячий привет Карлу Уве Кнаусгору, он в теме).

____Тем не менее эта книга меня заворожила. Да, я видела все её худшие стороны, да, автор явно заигрался, но это не мешало мне наслаждаться всей этой атмосферой прекрасного, как относящегося к искусству (мастерские, сам процесс, тонкости ремесла), так и всего прочего (красоты деревеньки, архитектурное великолепие столицы, живописные прогулки); пусть это типично для всех его романов, но как же это меня каждый раз очаровывает! Ну и да, чего таить, понравилось мне и то, как Эмиль Золя говорил с читателем через своего персонажа, то были очень интересные и хорошие мысли о работе и критике, прошлом и настоящем, жизни в целом. В плане искусства и импрессионизма в частности эта книга слабовата, но что касается всего остального – моё почтение. О, это всего лишь жизнь во всей своей красоте и уродливости...

«Жизнь! Уловить её и передать во всей правдивости, любить такой, какая она есть, видеть в ней истинную красоту, вечную и меняющуюся, не стремиться кастрированием облагородить жизнь, понять, что так называемое уродство – всего лишь характерные черты творить жизнь».