Больше рецензий

30 июля 2022 г. 16:40

96

4 Имитация имитации

2027 год. Половина планеты захвачена коммунистическим Китаем (хотя это не точно, даются лишь смутные намеки), а вторая половина выживает то ли под гнетом, то ли под чутким попечительством мегакорпорации Trust с крайне эксцентричным (сумасшедшим) CEO. Еще остались некоторые государства, политические фракции и политическая конкуренция, но о них узнать тоже много не выйдет − ГГ блокирует всю политагитацию при помощи нейролинка. Так о чем же тогда книга? Она о любви, хорьках и теневых людях.

Из-за перенасыщенности отсылками (т.н. отсылочное порно) на первых порах может показаться, что читаешь постмодернисткую заумь а-ля Сорокин/Пелевин. Хотя на первой же странице читателю недвусмысленно намекают: в 2027-ом секса постмодернизма нет... и секса, кстати, тоже нет, ибо главный герой, как и подобает аутентичному зумеру, асексуален. Я не искусствовед, но охарактеризовал бы происходящее в книге емким термином «современное искусство». Причем не то, что считали современным в 90-е, вроде вышеупомянутого Сорокина, а именно что современное, из 10-20-х. Будто смотришь «Рика и Морти» или «Время приключений» с постсоветским колоритом. Т.е. вроде и жесть какая-то творится, но это подано так весело-ненапряжно, что вообще не грузишься.

Здесь есть персонаж Коджимба, который носит в нагрудной сумке кота. И он бурят. Главного героя-видеоблогера зовут Эван (искаженное «Иван»), что очевидно отсылает нас к небезызвестному Ивангаю… При этом Ивангай здесь тоже есть! Позже до меня дошло, что Иван − самое дефолтное славянское имя из возможных, и оно максимально точно характеризует протагониста, который с его же слов «слишком нормален даже для истории жанра slice of life». И т.д. и т.п. «Я имитация» начинает свою подлую игру с читателем прежде, чем тот прочитает первый абзац: «правда узурпирована» и следующее за этим «аннотация не пытается ввести вас в заблуждение». Регулярным пробиванием 4-й стены в стиле Коджимбы Коздимы все не ограничится. Никогда до конца не ясно, что из описанного в книге реально и документалистично, а что − иллюзорно и метафорично. Кому адресованы вопросы протагониста − вымышленной книжной реальности, нашей реальности или напрямую читателю? Это не будет понятно до самого финала. После финала ситуация тоже не особо прояснится. Игра не прекращается и после прочтения, «Я имитация» аккуратно подводит к мысли: «чувак, ты с одной небольшой книжкой разобраться не можешь, но почему-то уверен, что понимаешь, как устроен мир вокруг».