Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июля 2022 г. 17:30

631

3.5 Криминал в маске стендап-комика

Для меня это стало экспериментальным чтением, потому что юмористический криминал – совсем не мой жанр. Наверно, именно поэтому мне и удалось получить удовольствие от авторской стилистики, читая забавные эпизоды и хихикая над словесными оборотами с пятьюдесятью оттенками нуара, и даже спонтанно возникающая ненормативность лексики и ирландский колорит больше веселили, чем вызывали отторжение (спасибо переводчику). Меня несколько смущало, что герои - выходцы из разных социальных слоев - говорят и шутят одинаково интеллектуально, умело смешивая высокое и низкое, но смеяться это не мешало, а вот четыре эпилога показались явно избыточными, ничего особенно не завершая и не объясняя, будучи конспектами возможных продолжений сюжетных линий.

К этой книге не стоит подходить как к детективу. Больше всего это stupid movie, апеллирующий к твоему чувству юмора и желанию легкого чтения. Не сказать, что сюжет сильно затягивает, он, в общем, довольно слабый и уже давно истертый писательскими локтями (неожиданное превращение слегка дурноватого Пола Малкроуна - героя-но-совсем-не-героя, занимающегося благотворительностью в доме престарелых, - в криминальную мишень и следующее за ним бесконечное убегание от неизвестных преследователей), но в то же время и тривиально проигрышным его не назовешь: в нем есть ироничная интрига и регулярно вспыхивающее напряжение, но главное - можно в голос поржать над сценой с котом Председателем Мяо, перепалками Пола и Бриджит, «попкультурологическими» аспектами диалогов полицейских Стюарта и Уилсона или итогом знакомства Норы и «Мика Кина». Всему этому удачно сопутствует авторская стендап-комическая легкость пера. Но, конечно, больше всего он держится на Поле, раз за разом попадающем в нелепые передряги. Читается легко и очень поднимает настроение, вселяя в читателя наивную детскую иллюзию нестрашности страшного и защищенности от него – в основном потому, что автору удается не переходить тонкую грань между юмором и фарсом. Ну, и атмосфера Дублина весьма украшает всё происходящее.

Это книга-перфоманс, и ждать от нее глубоких и серьезных откровений было бы нелепо, как, придя в цирк, надеяться, что клоуны откроют тебе философские истины. Она хороша именно в своем жанре, а потому легко может скрасить пару душных летних вечеров. Она - как примитивистская живопись, написанная выходцами из народа для народа, а потому может быть понятна любому, что неизменно радует и творца, и зрителя: простенько, но со вкусом. Банана. Или кокоса. Или развесистой клюквы.