Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 августа 2013 г. 23:31

205

3.5

Интересно, замечал ли кто-нибудь, что книги подчас образуют незримые сети, которыми они опутывают нас, своих читателей, в самые разные моменты нашей жизни?! Нити этих сетей - логические цепочки, конструкции образов, сюжетные абрисы... Из книги в книгу переходит то схожий герой, то место действия, а бывает, что и тема, сюжетный ход.

Слова. Звуки. Смыслы слов. У меня это тема августа. Книги в этом месяце сплотились и затянули тесный фонетическо-морфологический узел вокруг моей головы. Сразу несколько книг... И "Vita Nostra" - одна из них.

Побуждением к чтению этой книги стали не столько советы коллег по сайту, чье мнение я уважаю и очень ценю, сколько тот факт, что эта книга есть в аудио-варианте. В последнее время я активно использую аудирование для чтения книг. Признаюсь, что в список книг на аудио-чтение я, как правило, включала книги, которые не стала бы читать в печатном или электронном варианте в режиме чтения в привычном смысле этого слова. Так было и с этой книгой. Но именно она, пожалуй, способна изменить мое мнение по этому вопросу. Я поняла, что могу позволить себе слушать книги уже в более широком диапазоне.

Историю Саши Самохиной я читала-слушала очень долго. И местами даже мучительно долго. Аудио-вариант был не всегда удобен, да и не всегда доступен. Хотя все могло бы быть иначе, будь книга для меня увлекательной с самого начала. На деле же первая половина книги у меня вызывала зевоту. Вплоть до того, что слушая ее на ночь, я засыпала очень быстро, а потом мне приходилось начинать с того места, которое еще помнила. Так, с пробуксовками, дело двигалось до тех пор, пока Саше не открылось ее истинное назначение. Что же сменило скуку?! Любопытство? Не совсем точное слово. Скорее, это было некое изумление, смешанное с исследовательским интересом. Чем же все закончится, как объяснят все происходящее и какую предложат развязку авторы?! И вот тут, собственно, я и подошла к обоснованию своей оценки данной книги.

Читая фэнтези я убеждаюсь, что в этом жанре для меня не все так просто. Для того, чтобы полностью насладиться "взрослой сказкой" мне необходимо отрешиться от поиска подспудных смыслов, т.е. в сказке ничего, кроме сказки, быть не должно. Так мне сейчас удается радоваться детским сказкам. Если же книга претендует на наличие дискуссионных моментов, то они должны быть развиты, должны как-то обосновываться, это позволяет мне воспринимать эту книгу как чтение для развития, что мне лично очень импонирует. (Для справки: читаю сейчас Мортимера Адлера "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений" . Во многом с ним согласна. Поняла, что по жизни ищу все возможности для чтения в целях развития, даже минимальные). И вот что произошло с "Vita Nostra": не смогла отпустить себя как для "просто сказки для взрослых", но и не получила достаточного обоснования для признания идей книги достойными серьезного обдумывания. Книга оказалась у меня между чтением для развлечения и чтением для развития.

Дальше есть спойлеры, небольшие, но явные...

Человек как слово, информационная единица, единица смысла, смысловой сигнал. Прекрасная идея для постиндустриальной литературы. Я даже готова предложить отнести эту книгу к провозвестникам нового жанра - постиндустриального романа. Новая, информационная экономика ставит информацию во главу ресурсной цепочки. Именно информация рождает спрос, предложение и иже с ними, тем более, в условиях жесточайшей конкуренции и пресыщения благами, когда для человека часто становится актуальным отказ от очевидного для него блага в пользу блага измышленного. К чему это я?! Уже в этом самом романе, написанном в 2007 году мы видим проявления этих временных черт. К слову, очевидно, что события романа развиваются чуть ранее, в начале 2000-х, о чем свидетельствует хотя бы слабое развитие сотовой связи, описанное в романе. Таким образом, сама идея романа, несомненно, жизненна, остроумна, актуальна.

НО! Исполнение... Очень субъективно считаю некоторые сюжетные ходы странными, не очень логичными, какими-то угловатыми что ли, слово подобрать мне трудно. Молодых людей испытывают, выявляя избранных, способных к метаморфозам в будущем. Дескать, если сможет преступить черту, выйти из зоны комфорта - наш человек. Но испытания... Купание в море голышом, пробежка с последующим походом в кусты пописать... С последующей рвотой монетками... Мой мозг просто не усваивал это... Отклик - зевота и дрема. Вообще понимание авторских мотиваций у меня возникло на последних главах. Хотя и тут возникла масса вопросов. Почему человек-слово мог "присвоить" другого человека, который еще не слово? Почему люди слова еще и летают по ночам? (Что ж им бегать, что ли? А почему бы и нет, почему именно летать? Да и не все же летали, а только избранные.) Почему одна часть речи все-таки могла "присвоить" другую? Почему, почему, почему????... А все потому, что реалистичность обстоятельств происходящего, обыденность сюжетной канвы не давали мне расслабиться. Мне всюду мерещился психологизм, жизненность, что сбивало меня со "сказочного" хода, не позволяло наслаждаться просто вымышленной историей.

Лично я увидела в книге кусочек жизни взрослеющей девушки, переживающей своеобразный психологический разлом: переход от семьи "я и мама" к самостоятельному существованию "я сама" и "у мамы новая семья". Ощущение брошенности, оторванности, даже предательства... Мама, которая торопится реализовать свое женское счастье. Давний развод с отцом Саши, столько лет потеряны. Успеть бы, не опоздать. Реальные судьбы, самые настоящие людские проблемы. И бах, на фоне всего этого крылья, чешуя, полеты, буквенные чудовища, модели слов вместо людей... Моя матрица треснула.

Что в остатке... Похоже я еще подумаю-подумаю и попытаюсь прочесть продолжение или самостоятельные книги у авторов. В продолжении про Сашу больше не будет? Все? Этот глагол навсегда среди нас?

По аудио-варианту: прекрасная озвучка. Уж на что меня временами подташнивало от голоса Игоря Князева (ну не знаю, я просто устала от него или тембр мужских голосов люблю другой, не пойму сама), но отказать ему в замечательном интонировании я не могу. Очень впечатлило музыкальное сопровождение, просто невероятно! Своевременные паузы, звуковые акценты, нагнетание напряженности, - все это передано прекрасно! И браво, БРАВО за финальную песню. В книге подобного нет, а песня очень органично подходит книге.

Комментарии


Нет, про Сашу уже не будет, разве что слабый отголосок в третьей книге цикла. Собственно, каждая из них - отдельное произведение.


А я уже тельняшку рвала до конца разобраться)))) А оказывается, фисе...


Дяченко почти никогда не дают однозначных ответов.


И это прекрасно! Вот за концовку и зацепилась. НЕ она бы, так и не знаю...


Мне тоже это в них нравится. Нет однозначности - и отлично.


Гм, вы поставили книге три с половиной?
У меня пока так не получается... Ждем презентации нововведений.


Эта функция тестируется в штабе. И я сама о ней сегодня только узнала. Я металась между 3 и 4. Так как большая часть книги шла на 3, а вот развязка где-то что-то во мне тронула, уже 4. Я, конечно, не скуплюсь, могла бы накинуть до 4. Но это была бы неправда, я большую часть книги просто засыпала.


Читает Игорь Князев, не Максим.


Точно, спасибо, исправлю.


Наташа, если что-то сбивало, значит мир был недостаточно хорошо проработан авторами. Нельзя в фэнтези писать всё что угодно без всяких обоснований, просто потому что это сказка для взрослых, даже в детских сказках так нельзя, логика должна присутствовать в любом случае. Когда фэнтези-мир продуман автором от и до никакого дискомфорта при встрече с глубинными смыслами, серьёзными дискуссионными вопросами и т.д. в таком мире не возникает, наоборот всё очень органично. :)


Если читателя что-то сбивает, то это просто читателя что-то сбивает. Потому как один читатель истиной в последней инстанции не является. Что до обязательной логики, то, видно, что сюрреализм вам не знаком.


Я понимаю, что всё субъективно, но какая-то объективность всё же существует. Данную книгу я не читала, так что конкретно о ней мне сложно что-то сказать, однако восприятию Наташи доверяю, поэтому предположила, что дело возможно не в ней, а в самом романе. Так как и из собственного опыта чтения фэнтези и рецензий на книги этого жанра знаю, что авторы порой действительно просто что-то не дорабатывают и именно это сбивает читателя, который, разумеется, не истина в последней инстанции, но если подобное происходит не только с ним, то наверное это что-нибудь да значит.

Сюрреализм мне знаком, хоть я его и не люблю, но в любом случае, здесь речь не о нём, я говорила о сказках для взрослых и детей.


Данную книгу я не читала, так что конкретно о ней мне сложно что-то сказать, однако восприятию Наташи доверяю, поэтому предположила, что дело возможно не в ней, а в самом романе.


Ну вот и не стоит рассуждать о том, что вы не читали, это выглядит как минимум странно. Данная книга не сказка для взрослых или детей.


Ни в коем случае не хотела как-то задеть ваши чувства.


Мои чувства в полном порядке.


Значит всё в порядке.
Но позвольте всё же мне самой решать о чём я могу или не могу рассуждать, тем более что в данном случае это было всего лишь предположение, и даже не к вам обращённое.

В любом случае меньше всего мне хотелось кого-то обидеть, и вступать в бесконечные пререкание тоже совсем не хочется. Хороших вам выходных!


Так как рецензия и комментарии в общем доступе, я тоже позволю себе самой решать, что и как комментировать.


Нет, Ирин, ты не поняла. Мир там, собственно, наш же, вроде как реальный. Просто вот меня сбивала именно совершенная сюровость некоторых происходящих событий. А просто "отпустить себя и расслабиться" не получалось. Я не умею чтить и читать фэнтези, да. Понравившаяся повесть Семеновой не в счет, так как там фэнтезийности я не нашла вообще, прочла как быль. Вот сейчас вроде читаю что-то сюровое, постмодернистское, но оно на реальности основано, потому близко мне очень. А здесь близости не возникло. Меня вряд ли стоит рассматривать как платформу для экспериментов с фэнтези. Хотя, смотрю, я не одна такая, у кого эта книга не вызвала бурю положительных эмоций.


Всё, понятно. :) Я такое фэнтези, знаешь, тоже не люблю, у меня в этом жанре есть свои предпочтения. :) А почему некоторые романы М. Семёновой проходят под тегом фэнтези, просто не понимаю. : ))


Да дело не в том, что я такое не люблю, я ведь читала такое первый раз. Но что это не самое мое - факт. Я не приемлю такое так, как хотела бы принимать книгу. Ну да и на меня довольно жанров и авторов. Собственно, сдается мне, что разные люди могут добрать у разных авторов и разных жанров то, что им потребно. Один - этим путем, а другой - тем. Данный путь мне не подходит.


Безусловно, жанров и авторов столько, что всё равно за всю жизнь нам их всех не осилить. : ))