Больше рецензий

5 июля 2022 г. 13:32

163

5 С течением времени мозг сохраняет важное и отсекает второстепенное

Шестнадцать лет назад в поместье Олдербери произошло убийство — Каролина Крейл отравила своего мужа, известного художника, Эмиаса Крейла, подлив ему яд в стакан с пивом. Несмотря на то, что в содеянном на суде женщина так и не призналась, настаивая на версии самоубийства, она была приговорена к пожизненному заключению и спустя год умерла в тюрьме. 

Перед смертью Каролина написала своей дочери, которой на тот момент было пять лет, письмо, где заявляла в своей невиновности. И вот спустя годы двадцатиоднолетняя Карла Лемаршан решает выяснить, что же тогда случилось с ее родителями. Можно ли раскрыть столь старое дело, когда улик давно не осталось, но зато живы все свидетели? Конечно, ведь за помощью Карла обращается к нашему старому другу, Эркюлю Пуаро.

Пуаро берется за расследование и начинает опрашивать всех свидетелей тех трагических событий. Их было пятеро: Филипп Блейк, биржевой маклер, лучший друг убитого, старший брат Филиппа, Мередит Блейк, сельский сквайр, любитель возиться со всевозможными травами, настойками и отварами, Эльза Грир, натурщица и любовница Эмиаса Крейла, сводная сестра Каролины, Анжела Уоррен, и гувернантка Сесилия Уильямс. Каждый из них не только делится с Пуаро своими впечатлениями о произошедшем событии и его участниках, но и составляет письменные воспоминания о том трагическом дне.

Как и недавно прочитанные мной «Тринадцать загадочных случаев» Кристи, «Пять поросят» — отличная разминка для «серых клеточек». Мы оказываемся в одинаковом положении с легендарным сыщиком. У нас есть доступ к той же информации, что и у Пуаро. Он не достанет вдруг из рукава какую-нибудь внезапную деталь, о которой мы слышим впервые, но которая сыграет решающую роль в разгадке. Мы вместе с Эркюлем методично выслушиваем пять точек зрения и пытаемся сложить из них единую картину.

Если прикинуть возможные мотивы всех пяти свидетелей (равно подозреваемых), то мотив настоящего убийцы будет самым логичным и простым (ну, или я слишком много смотрю детективных сериалов), поэтому угадать виновного особого труда не составляет. Но от этого произведение не становится менее интересным. Пуаро, прикрываясь тем, что якобы собирает материал для книги, составляет тонкие психологические портреты не только тех самых «пяти поросят», но и супружеской пары, чьи своеобразные отношения привели в итоге к трагедии. Именно в характерах персонажей и лежит разгадка дела.

Кроме того, интересно наблюдать, как меняется история в зависимости от рассказчика. И даже не факт, что кто-то из «поросят» врет, хотя у всех есть свой скелет в шкафу, просто каждый человек воспринимает события по-своему. Так и хочется завести таблицу, куда вносить все данные, подсказки, несостыковки, чтобы затем все их сопоставить и сделать собственный вывод. Ведь, как говорит Пуаро, «по-настоящему видят лишь глаза разума».

Когда-то давно я смотрела экранизацию этой истории, но, к счастью, это не испортило мне удовольствия от чтения. Помнила я события серии очень смутно, так что личность убийцы оставалась для меня до поры до времени загадкой. Пусть развязка и оказалась несколько предсказуемой, но Агата Кристи в очередной раз порадовала отличным сюжетом, яркими героями, у каждого из которых свой характер, свои пороки и слабости, и интригой, которая не дает оторваться от чтения, пока не перевернешь последнюю страницу.