Больше рецензий

bumer2389

Эксперт

Старая пиратка с табличкой "Сарказм"

30 июня 2022 г. 09:21

1K

4.5 Бухарский Робин Гуд

Каждому народу нужен свой - настоящий, народный - герой. Даже если его не было - его стоило бы придумать.
Это такая литературная мистификация. Начиная с того, что под названием "повесть" скрываются целых два вполне себе полнокровных романа - "Возмутитель спокойствия" и "Очарованный принц". Возможно, это плутовской роман - но я бы так не сказала. Знаменитого Ходжу Насреддина можно назвать по-разному - но не плутом.
Только открыв книгу, я - изрядно приуныла. 600 страниц какой-то непонятной восточной вязи... А потом - как расчитала! Книга напомнила много чего - и Андрей Белянин - Багдадский вор , и "Кабирский цикл" Олди, и "Аладдина" и сказки "Тысячи и одной ночи"... И - еще много чего. Почему я не считаю Ходжу Насреддина плутом? Ну - есть канонические плуты и мошенники вроде Остапа Бендера, которым движет личная выгода. Есть народные герои вроде Тиля Уленшпигеля, которому "пепел Клааса стучит в грудь". А есть - узбекский Робин Гуд Ходжа Насреддин, который облапошивает только богачей и надутых вельмож, а беднякам всячески помогает и защищает. Один эпизод, когда он выигрывает в кости большую сумму денег - а потом раздает ее бедным - это подтверждает.
Первая книга - очень цельная и просто замечательная. Когда Насреддин случайно спас грозу всех бедняков - противного ростовщика - он поклялся его утопить. Во время этого он - поступает на службу к эмиру, нашел невесту и чудом избежал смерти. Очень четкая идея, что власть имущие думают только о своих удовольствиях, обогащении и развлечении. Эмир держит штат поэтов, которые целыми днями слагают о нем хвалебные гимны. А еще - гарем. И также я отметила, как работает мудрость еще Козьмы Пруткова "Заведи себе козу - а потом избавься от нее". Похоже, что восточные повелители по этому принципу и работают: сначала навалить на народ неподъемную ношу, а потом - своей милостью торжественно от нее избавить. И будет им счастье - если не будет последняя соломинка. Для чего еще они посылает в бедные деревни на прокорм (не есть, а кормить)) слона или двадцать стражников. Ропщут? Неблагодарные - тогда вот вам еще слониха или еще двадцать стражников.
Вторая книга - мне понравилась меньше. Она - больше, при этом приключений в них примерно столько же, зато - слишком долгие к ним приготовления. Да и цель здесь более туманная: буквально "пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что". По легенде Насреддин срывается с места по просьбе нищего дервиша, у которого отобрали озеро. По правде - просто он сорвался от женушки и семерых детишек. И - здесь встречаются два "одиночества", две легенды Востока: Насреддин и Багдадский вор. Здесь очень забавный меняла - безмерно жадный и безмерно тупой, который прям не сдается, даже когда проиграл - но всегда себе во вред.
Были эпизоды, которые оказались мне в новинку. Вроде утопления в мешке - и волшебного спасения из него. Но чем дальше - тем больше эпизодов я узнавала. Центральный эпизод второй книги про пару влюбленных, которую разлучает злой богач - навеяла воспоминание о классическом сказочном эпизоде со злым драконом. А ее разрешение - ну просто история Китри и Базиля из "Дон Кихота". Ну - герои на то и народные, чтобы иметь общие черты и похожие приключения. Заглавное приключение про принца и осла с пространными философствованиями о превращениях в пчелок - повеяло "Калифом-Аистом". А неверная сластолюбица Арзи-бабу, прячущая полюбовничка в сундуке - напомнила даже "Ночь перед Рождеством".
Что еще хочу отметить - есть тут и буквально сказочные спасения в самый последний момент, практически с помощью... молитвы. Первая книга этим грешит. Но - в основном Насреддин выкручивается - своим умом. Иногда его комбинации - особенно во второй книге - слишком громоздкие. Иногда - они сами загоняют его в неприятности - как в сцене с гаремом или с менялой и конями. Но - все будет хорошо)
Юмор в книге - своеобразный... Меня повеселила сцена, когда Насреддин рвется в гарем к возлюбленной, но эмир - тоже чуть-чуть соображает. Сходи вон с палачом за угол, там чик-чирик - только евнухам можно в гарем! Или прекрасная сцена драки в конце второй книги, когда два жадных богача не хотят уступать друг другу. И эти прекрасные обороты: "сын греха", "смердящий шакал"...
Вообще язык я оставила на закуску. Это - такая классическая арабская вязь (или стилизация под нее. Иногда - слишком многословная и обильная. Но - эти обороты:



О, бухарцы, без меры одаренные благородством, но чуточку обделенные сообразительностью

или



Он понял, что глина ее сердца размягчилась, и пора было крутить гончарный круг плутовства...

Просто - мед в уши...
Народу - нужен такой герой. Благородный, честный, и - умный. Вторая книга чуть-чуть подвела - в том числе и вбоквилем о детстве Насреддина. Но - приключения и облапошивания жадных богачей - того стоят. Ах да - Багдадский вор получился так себе. А вот ишак Насреддина - прекрасен, под стать своему хозяину. А их "перебранки" - отдельный вид искусства)

Комментарии


Отличный отзыв!