Больше рецензий

15 июня 2022 г. 23:29

923

5 "А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться", или же приближение к окончанию "шахматной партии" на политической арене во время войны

Книга повествует о советском разведчике Максиме Максимовиче Исаеве, работающем в Берлине во время Второй мировой войны под псевдонимом Штирлиц; сюжет построен на противодействии попыткам сепаратных переговоров нацистских лидеров с представителями спецслужб США весной 1945 года. Роман Юлиана Семёнова многие историки справедливо считают частью нашей общенациональной культуры, национального самосознания. Здесь можно встретить всю подноготную руководителей гестапо, внутри которого каждый, стоящий рядом с Гитлером, в тайне от других строит свою игру и мечтает сместить фюрера страны своей кандидатурой.

Здесь прекрасно все: политические игры; описание личностей "у руля" страны (Борман, Гиммлер, Геббельс, Мюллер, Шелленберг и т.д.); Штирлиц, мастерски ведущий разведку без единого промаха и обладающий очень сильным, стойким характером (в конце второй книги это особенно доказывается); речь Гитлера, направленная на воодушевление своих подчиненных (в самой книге в принципе приводится много исторических документов); техническая запись разговора пастора Шлаг и Штирлица, заключающая в себе размышления пастора на тему "зла как блага" и роли инквизиции в христианстве как того самого блага, ставшим в конечном счете злом, установив идею неравенства в нашем обществе вопреки изначальной идеи равенства по Христу; сравнение разведчика одновременно с актёром и писателем ("Только если фальш в игре грозит актёру тухлыми помидорами, а неправда и отсутствие логики отомстят писателю презрительными усмешками читателей, то разведчику это обернется смертью"); список настольных книг по искусству войны Даллеса (и его перечитывание наших классиков Пушкина, Салтыкова, Достоевского)...

Также, Семёнов показывает нам, что все в мире нельзя разделить на "черное" и "белое", в свою очередь выводя на "сцену" такого интересного персонажа, как Гельмут Кальдер — это пример немца с душой, причем даже такой эпизодический образ отлично прописан в психологическом плане. Ближе к концу произведения шпионские "игры" еще более затягиваются в смертельный узел, каждое слово в речи Штирлица способно его выдать врагам, и здесь можно провести параллель с игрой в шахматы, где каждый ход имеет значение, особенно в комбинации (чем, по сути, и можно назвать разведческую деятельность Штирлица в Германии).