Больше рецензий

Victorica

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июня 2022 г. 19:30

184

3

Книга оставила после себя очень противоречивые эмоции, потому что она могла бы стать поистине прекрасной, но не стала.

Сначала о хорошем. Я давно хотела почитать какую-нибудь альтернативную историю Ромео и Джульетты: во-первых, понятно, что Шекспир переработал более древнюю версию истории знаменитых юных любовников; во-вторых, ну уж слишком слащаво и упрощенно выглядят их отношения пусть и в прекрасном шекспировском тексте; в-третьих, второстепенные герои (леди Капулетти, Тибальт, Меркуцио) характернее главных и про древнюю вражду кланов по-итальянски читать гораздо интереснее. В книге Фортье повествование ведется в двух временных пластах - в современности и в 14 веке, раннем Возрождении, задолго до шекспировской эпохи. Когда речь идет об истории, автору удается все блестяще: и перенесение событий из Вероны в Сиену, и дух позднего рыцарства в состязаниях Палио, и жизнь средневекового итальянского города, и взаимодействие мастеров искусства и их покровителей; и внутрисемейные отношения аристократии (между отцом и сыном, между мужем и женой, между женщинами); и, разумеется, сами враждующие кланы, которых оказалось не два, а три (Толомеи, Салимбени и Марескотти), и отношения между ними гораздо сложнее шекспировских страстей - у Фортье получилось показать и величие, и влияние каждого рода. Эта история настолько восхитительна и настолько меня увлекла, что, будь моя воля, я бы просто читала эти главы отдельно, а трагедия героев, не только Ромео и Джульетты, которые, к слову так и не возлегли на свое брачное ложе, получилась гораздо глубже и больнее, чем то описывалось у Шекспира.

Но, к сожалению, у книги имеется и вторая, современная линия повествования, и тут все не так оптимистично, но я была готова на многое закрыть глаза. И на новоиспеченную Джульетту, которая почему-то считается прямым потомком той_самой (хотя та_самая Джульетта умерла не тронутой ни одним мужчиной, сама Дева Мария непосредственно позаботилась об этом), а на деле является потомком ее сестры-близнеца. Уже одно это говорит многое о качестве книги. И ее жаркая любовная горячка с Ромео-Алессандро, которая пошло и банально пытается копировать пару знаменитых возлюбленных. К счастью, автор избавила читателей от описания постельных сцен, а то бы вообще... И хамоватая сестра-близнец главгероини, и поиски клада, и попытки снять родовое проклятие, павшее чумой на все три рода, с помощью каких-то дебильных оккультных ритуалов. Вообще те символы и ритуалы, которые выглядят вполне уместными и даже естественными в средневековье, оказываясь перенесенными в неизменном виде в современность, теряют свою смысловую нагрузку и становятся просто пошлыми. Как, например, рыцарь, победивший в турнире и застилавший брачное ложе выигранным стягом, в своем времени кажется абсолютно нормальным, но когда это делают герои современности, к слову, с тем же самым стягом, то это такой дикий фэйспалм, что ниже падать просто некуда.

Но я готова была поставить книге четверку, закрыв на все вышесказанное глаза, если бы не финал, в котором смешалось в кучу всё: и банда невесть откуда взявшейся итальянской мафии с автоматами, и заложники, взрывы в подземельях, и падения героев в какую-то богом неведомую подземную реку, и чудеса спасения, и свадьба. Такое вынести ой как непросто. В общем, задела меня эта книга. За живое прям.