Больше рецензий

5 июня 2022 г. 19:13

18

5 Фантазийное действо

Эту книгу рекомендую прочесть всем; сюжет ее актуален во все времена, а прототипы главной героини можно найти и в реальной жизни. Пожалуй, ее можно будет и перечитать, а еще рекомендую к просмотру фильм 2014 года, где актеры подобраны безупречно и их намерения, характер можно "считать" по лицам.
Думаю, это тот самый случай (по крайней мере, для меня), когда после прочтения много размышляешь, открываешь какие-то новые смыслы, по-своему интерпретируешь характер и поступки героев. И для каждого этот роман будет о чем-то своем. Я же в целом согласна с интерпретацией В. Набокова (одна из его лекций по зарубежной литературе посвящена этому роману, рекомендую посмотреть, кто захочет углубиться), он довольно точно описывает главную героиню, кто она есть на самом деле. Пересказывать не буду. Скажу только, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Как и в реальной жизни, здесь все одновременно и просто, и сложно.
Бовари, как и ее мужа, нельзя назвать ни "плохими", ни "хорошими" персонажами. Если честно, по первому давнему прочтению я почему-то представляла Эмму более пышной, яркой женщиной, а Шарля стариком. Однако это не так :) Поэтому, после просмотра экранизации, где Эмма выглядела иначе, бесхитростно (хотя, насчет наличия у нее хитрости можно поспорить) стало все-таки немного жаль. Но гораздо больше жаль Шарля и маленькую Берту - последней уготовано не самое лучшее будущее, но хочется верить, что она не станет повторять таких ошибок. И будет соблюдать чувство меры, все свои ресурсы (и духовные, и физические) направлять на благополучие, а не на разрушение и т. д. Каждый из романа почерпнет какие-то мысли для себя.
Эмма - достаточно эгоистичная особа, живущая в мире фантазий; кругозор ее ограничен несколькими романами, из которых она и почерпнула материал для своих мечтаний. Трудно сказать, что ей было нужно на самом деле. И дело здесь не только в скуку или отсутствии страстей - скорее, ей все время чего-то не хватало. Поэтому, отвечая на вопрос "кто виноват?", стоит озадачиться другим вопросом - а если бы все, о чем она мечтала (а мечты ее были поистине сказочные, даже королевские), сбылось, оказалась бы она счастлива навсегда? Причем "Навсегда" здесь - ключевое слово.
В отношении ее любовников то же самое. Это чем-то напоминает театр. По сути, каждого из этих людей она избирает на роль "принца", "рыцаря", наделяет качествами, которых на самом деле не существует, о чем она узнает лишь в конце. До тех пор, пока они вроде бы следуют своей "роли", она находится в иллюзии счастья, однако потом все рушится, она лишается смысла всей своей жизни (а о Шарле она вспоминает слишком поздно), что и становится основной причиной ее духовной гибели.
Могла ли она вернуться к обычной жизни? Вопрос риторический, потому что автор избирает для героев совсем другой конец.