Больше рецензий

26 мая 2022 г. 14:20

572

5 Никто не хотел умирать

«Он был бы нормальным, если бы захотел перестать летать; но если он нормален, он обязан летать. Если он летает, значит, он сумасшедший и, следовательно, летать не должен; но если он не хочет летать, — значит, он здоров и летать обязан»
Уловка 22

Есть два вида войны: на уничтожение и распил денег. Частенько эти два вида идут  сразу вместе. Война на уничтожение (вспомним о плане "Ост" и жиденьких усиках Гиммлера) вынуждает человека сражаться отчаянно, потому что тут затронуто само право на существование. Как, например, в случае с советским солдатом, который понимал, что ему не светит обычной смены власти на лояльную Германии и дальнейшего поедания лягушачьих лапок в штатном режиме. Всё, что ждало его самого, его жену, детей и внуков - рабский труд и смерть, вне зависимости от степени лояльности. Куда более коварный второй вид: здесь мобилизованному и его семье может даже ничего не угрожать, но сильные мира сего решили урвать очередной кусок природных богатств или рынков сбыта. А потому надевай парень сапоги и лови зубами пули. Ты же патриот, сынок?

Вот именно о такой войне нам рассказывает автор в романе "Уловка 22".
Здесь самый страшный враг американского солдата не немец, а собственное правительство и военное руководство. Дядюшка Сэм будет придумывать десятки лозунгов и причин, чтобы каждый день гибли новые парни, и война не заканчивалась раньше срока.

Сюжет рассказывает о судьбе летчиков из бомбардировочного полка ВВС США, которые тщетно ждут возможности вернуться домой, но количество боевых вылетов постоянно повышают, а шанса прикинуться больным или сумасшедшим лишает та самая уловка 22.
Повествование  верно следует абсурдной фабуле уловки. Почти каждая ситуация или герой несут в самих себе груды противоречий. И весь этот армейский сюр с характерным юмором воплощается в литературной версии "ДМБ", только с американским акцентом.

Но постепенно комедия абсурда переходит для читателя в трагедию. По сути своей "Уловка" - это летопись страха, который постоянно следует за каждым из пилотов, сводит с ума. И даже паузы между боевыми вылетами заполнены липким и тягучим ожиданием смерти. Кого-то ужас превращает в героя, кого-то в бунтаря или ипохондрика.  Каждый из них хочет жить, и каждому нужно сломать свою психику и против всех законов логики заставить себя полететь навстречу собственной погибели. И всякий раз, когда число твоих товарищей уменьшается, сделать это всё сложнее.

Ещё одна отличительная черта романа в том, что он явно "антикапиталистический" и ярко иллюстрирует известную нам поговорку: "Кому война, а кому мать родна".
В частности, Милоу Миндербиндер выступает в роли квинтэссенции расчетливого буржуя, который сколачивает невероятное состояние, не гнушаясь растрелять, к примеру, собственный полк на деньги противника.

Произведение непростое. Смех здесь черный и отчаянный, а трагедии жестоко обыденны. Невероятно яркие персонажи, причем все. Майор, который Майор Майор, торгаш Милоу, умница Орр, бравый Макуотт, разумеется, метающийся Йоссарион, маньяк Аарфи, ищущий храбрости капеллан... Можно ещё перечислить с десяток. Прочтите, рекомендую.

5/5

P.S. Своей антивоенностью напомнило  "Бойню номер пять, или крестовый поход детей" Воннегута. Не зря писатели были товарищами.

Источник