Больше рецензий

EkaterinaZakurina

Эксперт

по оправданию плохих книг

19 мая 2022 г. 08:51

396

3 Фанфик по Гомеру

Реалии современного мира таковы, что какую бы вы не написали книгу, всегда найдется тот, кто напишет по ней фанфик. Э.Л. Джеймс сделала свои «Пятьдесят оттенков серого» (прости Господи!), вдохновившись «Сумерками» Стэфани Майер. Пэт Баркер же пошла намного дальше, и здесь мы видим фанфик по «Илиаде».

Книга «Безмолвие девушек» находится в жанре «Историческое фэнтези», хотя это скорее альтернативная история. Все-таки жанр «фэнтези» подразумевает магию и волшебство ну или хотя бы мистику, здесь из мистики только моровое поветрие, которое люди с магическим мышлением могли считать специально наведенным богами в гневе и так же внезапно снятым, когда войско греков снова получила милость богов. Ну и наличие богини Фетиды, матери Ахилла. Пожалуй, как по мне, все в пределах альтернативной истории.

Основной сюжет крутится вокруг Брисеиды, троянской царицы, ставшей трофеем Ахилла. Брисеида упоминается и в оригинальном тексте Илиады. Здесь она рассказывает историю Троянской войны со стороны женщины, как страдало женское племя во время порабощения. Посыл Баркер таков: женщины за редкими исключениями – это вещи мужчин, которыми можно распоряжаться по своему усмотрению: хочешь – избей до полусмерти, хочешь – отдай войску на растерзание, хочешь – используй в качестве слуг. И сама идея сделать «женскую историю» возможно неплоха, если бы книга не была так примитивно написана.

«Безмолвие девушек» нельзя рассматривать в отрыве от «Илиады», это стандартное постмодернистское произведение, которое не воспринимается в отрыве от первоисточника хоть как-то серьезно. Но проблема в том, что по сравнению с мощью и масштабностью поэмы Гомера, произведение Пэт Баркер кажется мельчайшим, как песчинка, и абсолютно пустым.

Из по-настоящему серьезных идей тут рассматривается только отношения «жертва – поработитель», а все остальное блекнет перед идеями и мыслями оригинала. То есть что мы видим: есть Гомер с его вечными темами,написавший мужское произведение с сильными мужскими персонажами для мужчин, и есть Пэт Баркер, написавшая третьесортный роман, наполненный пустотой, который предлагается женщинам.

Мужские персонажи и вполовину не такие яркие, как персонажи Гомера. Где хитроумный Одиссей, могучий Гектор, свирепый Ахилл, благородный Патрокл. В этих героях нет и тени былой славы, их значение и характеры принижены специально, чтобы показать женских персонажей более яркими, чем это сделано в первоисточнике. Да, возможно, это честно переосмыслить историю с точки зрения того, как относились к женщинам, но и делать это надо хорошо, интеллектуально, уникально, чтобы это можно было хотя бы на равных воспринимать.

К сожалению, это вечный инструмент современного феминизма: принизить мужчин, возвысить женщин. Не написать или снять что-то оригинальное феминистическое, прославляющее женский род, а паразитировать на вещах, созданных мужчинами в мужском мире. Стратегия, автоматически обреченная на провал. Поставь «Илиаду» и «Безмолвие девушек» в один ряд и сразу видно, что выигрывает и стилистически, и сюжетно, и идейно.