Больше рецензий

Ms_Luck

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 мая 2022 г. 16:12

188

4

Очень печальная размеренная история, которая меня зацепила исключительно благодаря изящному слогу автора.

Роза Каду спокойно живёт в своём уютном, тихом доме, но постепенно во Франции происходят разные изменения — выбор префекта, революция, мятежи, манифестации, переустройство улиц, прокладка нового бульвара, снос домов, реформации сада, модернизация системы водоснабжения и т.д. И всё было спокойно до того, как однажды героиня не получила извещение об экспроприации квартала, в котором провела своё детство, юность и более поздние годы. Как отреагирует на это уже не молодая женщина, что предпримет, вы узнаете из этой книги.

"Дом, в котором меня любили" — весьма незаурядный текст, которому присуща красота и выразительность, эмоциональность, вас ждут очаровывающие описания буквально всего, что дорого для персонажей. На протяжении романа повторяется ключевая фраза о доме, который столько значит для главной героини. Женщина в своей манере пишет особому человеку, о котором мы постепенно узнаём всё больше и больше. В роман вкрапляется вихрь воспоминаний, немного писем от лица других героев, жизнь и настроения граждан Франции. Автор изображает важные моменты из биографии Розы, которые так или иначе связаны с её домом. Он становится сосредоточением всего.

Стиль Татьяны де Ронэ очень чувственный, с трепетом описываются мелкие детали (одежда, ароматы, выражения лиц, оттенки тканей, сорта цветов, украшения, улочки и т.д.), сцены из размеренной и безмятежной жизни: спокойные утренние часы, приёмы пищи, трогательные прогулки, встречи, признания, грустные воспоминания, есть даже парочка умиляющих стихотворений.

События идут неспешно, но иногда довольно пылко, от лица пожилой мадам Розы Базеле (урождённой Каду), живущей в Париже. В качестве основного периода выбрано время правления императора Наполеона III Бонапарта и префекта Османа, середина и конец XIX века, упоминаются исторические личности, писатели (Делакруа, Бальзак, Флобер, Бодлер, Фурнель, Вейо и др.), предметы, свойственные для той эпохи (например, платья с кринолинами, портьеры, бутоньерки).

Удивительно меняется атмосфера города, состояние жителей, оживлённые улицы превращаются в грустные и пустые закоулки. То, с каким бесконечным благоговением и теплотой передаётся прошлое, вызывает восхищение и изумление. Эпизоды очаровывают, местами умиротворяют, где-то тревожат и поражают до глубины души. Каждая строчка романа таит в себе воспоминание, которое изображается с поражающим мастерством. Было приятно наблюдать за отрывками с участием Александрины и баронессы де Вресс, понравилась тема цветов, прониклась тонкостями работы в лавке.

Ошарашило то мужество, с которым герои переносили тягости и испытания, одиночество, отчаяние, потерю надежды и невыносимые события. Очень тоскливо осознавать неминуемое будущее, в котором жителям города приходится покинуть свои жилища. Вызывал волнение итоговый выбор, который сделала главная героиня, жившая благодаря счастливому прошлому и не желающая мириться с судьбой дома.

Предупрежу, что в тексте есть короткие натуралистические подробности, сцены насилия и смерти, определённую роль играют сны, книги. Местами повествование такое плавное и тягучее, кажется, что читаешь целую вечность. Финал печальный, как и общая атмосфера истории.

Я понимаю чувства Розы, но не могу принять её выбор.

спойлер

Этот безвыходный шаг с письмом префекту, который ничего не изменил и абсолютно отчаянный поступок в финале... То, как в угоду прошлого персонаж отказывается от всего, выводит из себя.. Да, Роза не сдалась, но что это дало, если в итоге свершилось то, что было задумано? Вызвал недоумение случай с месье Венсаном, настолько шаблонный поворот сюжета и придумать нельзя. Итак всё было трагично с Одеттой, Батистом, непониманием Виолетты, зачем ещё и это? Возникло ощущение, что автор пытается ещё больше надавить на жалость. А то, как Роза во всём пережитом винила только себя! Очень похоже на то, что героиня устала от жизни без мужа, сына, просто решила умереть.

свернуть

Напрягали перескоки сюжета с одного персонажа на другого, предсказуемые события, не за всеми из которых хочется наблюдать. Понравилось, как осторожно затрагивается тема взаимоотношений между родителями и детьми, как преподносится любовь между супругами. Возможно, вам потребуется время, чтобы привыкнуть к стилю Татьяны де Ронэ.

Несмотря на то, что не все события мне были одинаково интересны, я прониклась всей этой особой утончённо-женственной атмосферой. Сначала было довольно сложно  воспринимать иностранные имена и фамилии (Замаретти, Вазембер, Монтье, Нонан, Паккар, Валькер и т.д.), названия. Но в целом история вызывала эмоциональный отклик и скорее понравилась, поэтому я могу её посоветовать, но читать лучше в определённом состоянии. Если у вас на данный момент нет сентиментального или меланхоличного настроения, лучше отложить книгу на потом. А в дождливый или пасмурный день произведение заворожит вас сильнее.