Больше рецензий

PurpleMerlin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2022 г. 08:07

520

5

20 июля 1714 года в Перу между городами Лима и Куско рухнул мост, соединяющий два края высокогорной пропасти. Вместе с обломками в ущелье полетели пятеро путников. Город отслужил заупокойную службу, жители погоревали-погоревали и забыли, только пословица осталась в память о погибших. Да еще книга брата Юнипера, который решил досконально изучить случившееся и раз и навсегда решить вопрос о Божественном Плане: либо он есть, либо его нет. Почему эти пятеро?

Эта небольшая повесть, скрасившая мое воскресное утро, вся от и до о любви: матери к ребенку, брата к брату, учителя к ученику. Уайлдер показывает разные стороны этого чувства, препарирует его. Делает он это в классической парадигме: один любит, другой позволяет себя любить. Дочь убегает за океан от удушающего обожания матери, брата вытесняет из сердца брата женщина, ученица бунтует против того, что желает ей учитель. В конечном счете все это приводит к раскаянию и смирению, но слишком поздно. И, конечно, на главный вопрос жизни, смерти и всего остального ответом служит любовь.

Размышляя о прочитанной повести, можно почувствовать некоторую банальность заложенной идеи. Особенно учитывая, что произведение написано уже в XX веке. Тем не менее, читать ее одно удовольствие. Повесть прекрасно написана: изящно, но при этом просто и как будто совсем без усилий. Уайлдеру удалось раскрыть каждого персонажа, уделяя этому всего по несколько абзацев. Каждый получился яркий и оформленный.

Не могу не отдать должное мастерству писателя в работе с формой. Во-первых, читатель четко, но ненавязчиво видит "современного" рассказчика. Во-вторых, повествование перетекает в разные временные пласты, предшествующие трагедии. Кроме того, в основной текст вкраплены письма, лучше всего прочего раскрывающие происходящее. И все это так легко! Читая, ты совсем не отвлекаешься на осмысление структуры, она не вносит сумятицы и беспорядка. Наоборот, она оживляет текст и увлекает тебя нюансами и оттенками. При этом, вспоминая ее постфактум, ты поражаешься многогранности произведения.

Поэтому все это наслаждение происходящим выливается в удовлетворение от финальной мысли. Да, все так и должно быть.



Но и того довольно, что любовь была.