Больше рецензий
6 мая 2022 г. 00:00
213
4 Понимай - самое важное слово во Вселенной
РецензияЗамечательные два дня в компании Теда Чана и его крышесносных историй. Порой я реально откладывала книгу, чтобы перевести дух, ведь происходящее на страницах будило во мне целую бурю эмоций, и причем очень разных.
Итак, что следует знать перед прочтением сборника? Во-первых, это не научная фантастика, хотя здесь определенно есть ее элементы. Я бы больше сказала - относитесь к рассказам скорее как к фэнтезийным, чем фантастическим. Это истории не просто о других мирах или других расах, но о другой физике, математике, биологии и истории. В отдельных рассказах особенно сильно чувствуется маг.реализм, в других - легкий сюр. Хотя ведущий рассказ сборника практически полностью соответствует фантастике рода "первый контакт". Но мне понравились все грани творчества автора. Обожаю подобную литературу: немного сумасшедшую, полную энергии, вызывающую неподдельный интерес каждой строчкой повествования.
Во-вторых, рассказы разные. Как по размеру, так и по качеству. Судя по заметкам автора, написаны они были в разные периоды, что очень отчетливо чувствуется. Более ранние истории страдают переполненностью словами при одновременной скудости смыслов в них. Но радует одно - автор выставил порядок рассказов не в хронлогическом порядке. В противном случае, боюсь, Тед Чан, как автор, прошел бы мимо меня после первой же истории.
Теперь, поподробнее о полюбившихся мне рассказах. Коротко и без спойлеров.
Вавилонская башня
Отличная открывающая история про известный авраамический сюжет. Автор замечательно передает исторические детали, при этом неустанно намекая нам на различия нашего мира с тем, который строит он у нас на глазах. И ровно как мы выстраиваем картину этого удивительного мира, вавилоняне строят невероятно высокую башню, которая, о сюрприз, достигает самого свода небес. Нет, это не спойлер, ведь это буквально обозначается на первой же странице. Главный сок истории не в этом, а в том, как Тед Чан манипулирует нашим представлением о реальности. И это сносит башню.
72 буквы
Пристегните ремни, ведь вы можете вылететь из рамок своего понимания науки. Этот рассказ от начала и до конца чистой воды фэнтези. И наука здесь фэнтезийная. Но от этого история только выигрывает. Когда я только начала ее читать, то вспомнила строчки из песни мюзикла "Последнее Испытание":
Я дам тебе имя —
Вот простейший прием колдовства.
Как ты хочешь, чтоб я тебя звал?
Как ты хочешь, чтоб мир тебя знал?
Я дам тебе имя!
Миром правят слова.
Плавно и неспеша, автор говорит с нами о социальной несправедливости, о судьбе человечества, о силе выбора, о том как мы сами вершим свою судьбу. Главное - не молчать, не бездействовать. Ведь это равносильно смерти, несуществованию.
Тебе нравится то, что ты видишь?
Знакомы со срачами в Твиттере? Так вот, это он. Только в некоем воображаемом будущем и в форме интервью. Было весьма занимательно рассмотреть эти прототипы и даже найти в некоторых себя. Может и вы попробуете? Тема спора, кстати, красота, хотя это почти не имеет значение, диалоги можно смело надевать на любую ситуацию. Человечество до страшного предсказуемо.
История твоей жизни
Заглавная история действительно достойна ею быть. Фильм-экранизацию я не смотрела, и честно говоря, после прочтения рассказа, не горю желанием. Искренне не представляю, как подобное можно изобразить на экране. История явно потеряет львиную долю своей глубины и очарования. Это не традиционная история о злых инопланетянах или великой иной цивилизации, несущей свет мудрости отсталому человечеству. Вовсе нет. Это история о языке. О форме мышления. О том, как мы понимаем Вселенную и как ее могут понимать другие виды жизни, чье развитие проходило в отличных от нас условиях. Главное ружье автор повесили буквально у входа, но его значение открывается нам постепенно. Как только я осознала полностью произошедшее с главной героиней, то испытала легкую эйфорию и невероятное удовольствие от чтения. Эта книга стала моей второй после продолжительного нечитая, и скажу правду - "История твоей жизни" полностью уничтожила блок.