Больше рецензий

29 апреля 2022 г. 15:37

48

3 Репетиции online

Имя Андрея Александровича Гончарова (02 января 1918 – 07 сентября 2001) золотыми буквами вписано в историю русского драматического театра.
Его творческое мужество, редкий режиссерский талант и неповторимый авторский почерк во многом предопределили судьбу Московского драматического театра им. В. Маяковского, в котором мэтр служил с 1967 по 1987 год, а в 1987-2001 годах был его художественным руководителем.
Ко мне эта книга попала случайно, и я сразу понял, что это букинистическая редкость – всего 500 экземпляров. До этого я ещё ни разу не читал книг, состоящих из стенограмм.
В данное издание включена вводная статья Натальи Старосельской «Режиссер. Педагог. Мастер», а также стенограммы репетиций: Э. Радзинский «Театр времен Нерона и Сенеки», И. Бабель «Закат», Т. Рэттиган «Виктория?..».
Чтобы иметь общее представление о режиссёре вполне достаточно увидеть его прижизненные постановки. Но чтобы вскрыть глубинные пласты творческого самосознания и профессионализма, проследить логику сценической мысли и идеи – необходимо увидеть непосредственно ход работы над спектаклем. Или, в крайнем случае, познакомиться со стенограммами репетиций мастера.
Читать стенограммы – занятие непростое. Мозг должен работать в несколько раз активнее, чем при чтении обычного текста, чтобы увидеть и расставить смысловые ударения, а также представить возможную интонацию, мимику и жесты говорящего. Поэтому смело предположу, что данная книга в большей степени будет интересна достаточно увлечённому читателю.
Около 95% всего текста стенограмм – прямая речь самого А.А. Гончарова. Он заполняет буквально всю «книжную сцену» и не даёт нам соскучиться, постоянно увлекая раскрытием сценического замысла драматурга и бесконечными возможностями художественного выражения мыслей и чувств действующих лиц.
Наибольшая по объёму стенограмма записана на репетициях спектакля по пьесе Эдварда Радзинского «Театр времен Нерона и Сенеки» и составляет ядро всей книги, включая нас непосредственного в ход репетиций и давая понять колоссальность театральной работы всего коллектива.
В книгу включены чёрно-белые фотографии с репетиций Московского драматического театра им. В. Маяковского, что повышает ценность данного издания для любителей театра.