Больше рецензий

Josef-Knecht87

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 апреля 2022 г. 20:09

3K

0 Быль о потерянном времени

Эту книгу нельзя анализировать именно как книгу Пруста, ибо она не написана им, а собрана. Собрана из того, что осталось в черновиках. Именно поэтому, возможно, она выглядит слегка топорно выточенной, а не изящно сплетённой, как предыдущие части эпопеи.
Первая половина, где герой скорбит об отъезде Альбертины и узнает о ее гибели, очень трогательная...
А остальное лучше не читать, чтобы не разочаровываться в главном герое.
Рассказчик все больше уходит в себя. Он ведь не скорбит об Альбертине, он любуется своими чувствами...
Чем старше герой становится, тем больше он зацикливается на себе.
И вот в 4-6 романах, то есть в тех частях, где герою примерно 21-27, передо мной предстает человек, которому, кроме себя, никто не нужен. И вроде бы это возраст свершений, бури и натиска, возраст создания семьи у многих мужчин... А у Марселя день сурка... Ну, статья вышла в "Фигаро"... Гора родила мышь...
И это очень печально. В "Стороне Свана" перед нами интересный, умный, пронзительно чуткий ребенок. В "Девушках в цвету" наблюдательный, утонченный юноша-подросток. Со своими странностями, конечно, но при этом очень образованный, начитанный и довольно вдумчивый чаще всего. В "Германтах" герой уже юноша взрослый. Ему 18-20. Где-то так. Он аккуратно ищет свое место в светском обществе, демонстрируя при этом интересные познания мира этих самых блестящих людей, их психологии. И это неудивительно. Опыт детства и юности в плане общения с этими людьми у него богатый. Есть, что применить...
Но, видимо, богатство и отсутствие необходимости работать, бороться за себя, за свою жизнь и за место под солнцем приводят к полной атрофии воли Марселя.
К совершеннолетию он совсем теряет ориентиры в жизни, едва он осуществил заветную мечту - занять в свете нужное ему место...
И вот этот юный мужчина бродит словно неприкаянный по страницам 4, 5, 6 романов и не знает, кого ещё затащить в постель и как ему развлечься.
И бедная Альбертина вынуждена участвовать во всех его поисках...
Сама Альбертина становится неким символом ускользающего времени...
Беглянка - это и есть время. Вот кажется, ты обладаешь им всецело, оно - твоя пленница... Но наступает день, и некая метафорическая Франсуаза в виде носогубной складки, приглашения на свадьбу внуков или просто года на очередном календаре сообщает тебе: "Месье, Альбертина уехала. Да-да, со всеми чемоданами"...
Вот и герой наш с ним не совладал.
А Альбертина как женщина ведь тоже недалеко ушла от Марселя.
Погибла она, вероятнее всего, в районе 23-24 лет...
На мой взгляд, женщине, как и мужчине, природа дала на время расцвета примерно три десятка лет, от 16 до 45. И это время нельзя потратить бездумно и впустую.
И треть этого времени Альбетина, человек в целом далеко незаурядный, тратит на сексуальные развлечения... Развлекается она с огоньком, с выдумкой. Но всю ее бездонную энергию мне лично просто жаль. От нее, даже на несмотря сгоревшую так быстро жизнь, могло остаться очень много. Музыка, картины... Талантливые дети, в конце концов! Но вечное положение на птичьих правах, отсутствие образования, вынужденная праздность сделали свое чёрное дело... И остались от Альбетины лишь воспоминания многочисленных любовников о том, как виртуозно она им делала хорошо.
Читать "Беглянку" очень горько.
Эта история о двух растворившихся в небытии талантливых молодых людях.
И что с того, что Марсель остался жив? Разве это жизнь?
После "Беглянки" сразу стоит сесть за "Обретенное время". Благодаря этому трагичность "Беглянки" можно ощутить гораздо острее. Герой проваливается незаметно в воронку старости, выжигающей все живое вокруг себя, умертвляющей душу и тело...
Но такова не сама старость по природе.
Такой её сделал человек.
Разучившийся правильно проживать детство, отрочество, юность, третий десяток, четвертый и так далее.
Человек, верящий в то, что есть особый возраст, когда жизнь вот точно только и начинается по-настоящему...
Хотя начинается она не в 16, 20 или 45. Начинается она с первым вдохом.
Весь роман Пруста - это грандиозное предостережение о том, что надо жить здесь и сейчас. Не в плане того, чтобы кутить, совокупляться со всем, что движется или тонуть в развлечениях... А в плане того, чтобы научиться по-настоящему жить... Как дано свыше именно ему.
Но вот этот секрет главный герой постигнет намного позже.