Больше рецензий

NastyaMihaleva

Эксперт

Cубъективные каляки

22 апреля 2022 г. 20:21

348

4

Пожалуй, о Набокове много сказано и до меня. Муж, жена, племянник. Начало двадцатого века, достойные брюгеры и вся атмосфера изнеженности и подражания другим членам круга. Но есть два аспекта, которые хочется отметить.

Первое. Как красива у Набокова окружающая "природа". Это не только морской курорт, показанный в конце книги, но и город с его огнями, лужами - зеркалами, дорогами и витринами. Он в первую очередь отвечает за красоту. А вот люди такого впечатления возвышенности почти не дарят - они более грубые, что ли, типичные обыватели, желающие обычных физических радостей как красивая одежда, изящные вещи, свой дом (или комната), телесный контакт. И герои восхищаются скорее мраморной холодностью другого, чем жизненной силой.

Второе. Внимание! Тут возможны спойлеры! Марта становится некой Евой. Сперва змей-общество предлагает ей завести любовника, как все. Потом змей-желание предлагает ей бросить дом ради любовника. Но, подумав, не бросить, а просто сменить хозяина дома. История искушения, когда сильная воля женщины тянет за собой слабого мужчину. Только тут общественные установки делают это исподволь и даже не совсем планируют такого финала. Но Марту, сдвинув с её покойного и недвижного положения, уже трудно притормозить. Инерция начинает работать в другую сторону и приводит к катастрофе. Катастрофе обывательской и будничной, которых много и так легко их не заметить.