Больше рецензий

23 июня 2013 г. 00:05

74

4

"Фальшивомонетчики" эквивалентны одному задумчивому протяжному "вооот" и любы мне принципиальной непытающестью дать ответ на вопрос "и чо" - и с их стороны это очень гармонично и правильно. Я всю книгу ожидал какой-нибудь стройной финальной мудрости или символичной развязки нувотсейчас, так что столкнулся с концовкой с болезненным недоумением: что, это всё?! где дидактика? что хотел сказать автор? где наглядные плоды развития героев (ведь происходило же с ними чего-то: эволюционировали-эволюционировали, да никуда толком и не выэволюционировали)? где явная центральная Драма? Нет и не надо.
Собственно, если и можно бегло подытожить суть, то так: персонажи по-разному и в разных условиях начинают прозревать, что "монета"-то фальшивая, и стараются выпутаться из ложных паттернов поведения и мысли, искусственно себя перекраивая и беспорядочно, ощупью отрицая пресловутое навязанное. И традиционно пускаются в поиски себя, правды и всего такого - и фактически возвращаются ни с чем, потому что установить, относительно чего она (монета-жизнь) фальшивая, заведомо невозможно. Посредством "Фальшивомонетчиков" Жид вяло так разводит руками, по пути охватывая всякие переплетающиеся жизни, судьбы, дневники и т.д. (я выучил эту родословную санта-барбару!!11), и бзсхднсть у него не подростково-патетическая, а вязкая и меланхоличная такая (тем грустнее).
***
Чтение Жида как процесс напоминает ползание на карачках - с противным потом на лбу и гудением в согбенной спине - перед пазлом без конца и края, упаковка которого вроде как обещает, что тебе воздастся и картинка будет в твоём вкусе. Каким бы эстетом или неутомимым пазлособирателем 80 лвла ты ни был, на момент сборки его не воспринимаешь как эту самую целостную картинку и произведение искусства - только как объект своего полуремесленного корпения. Да, можно в перерыве смахнуть пот со лба, чтобы отупело и фрагментарно полюбоваться отдельным элементом, но не более.
Но потом, когда ты закончил, успел передохнуть и любуешься готовым продуктом на расстоянии, посвежевшими глазами и видя не мучительные пазловые сочленения, а нечто общее и завершённое, перед взором предстаёт что-то очень приятное, ненавязчивое и красивое.

Достаточно тебе Жида превозмочь, переварить, сформулировать рецензию, а составляющим, между которыми ты всё это время тыкался бестолково и судорожно, выстроиться в стройную линию - и через некоторое время тебе уже очень даже нравится. Жид хорош в виде воспоминания о нём. Не шибко радостно быть его читателем, зато более чем - его прочитавшим.