Больше рецензий

sq

Эксперт

Abiit, excessit, evasit, erupit

4 апреля 2022 г. 03:37

304

4.5 «Неизвестно, для кого играет скрипка; быть может, она играет для вас». Джон Донн

Абсолютно неожиданная книга!
Трудно рассказать, насколько я далёк от мира музыки (и продолжаю от него отдаляться; как учит нас Альберт Эйнштейн, со скоростью света). Поэтому половина смыслов прошла мимо, но вторая половина таки осталась.



После «Спартака» Хачатуряна к барьеру оркестровой ямы подходит огорченная и обескураженная дама: «А почему «Танца с саблями» не было?» Те, кто еще не успел удрать домой, так и застыли в тех позах, в каких их застиг вопрос. Просто язык не поворачивался сказать женщине, просидевшей в этом шуме три часа, что ей надо было на «Гаянэ».

Скажу не таясь: я мог бы быть на её месте :)))

Идея книги проста и очевидна. Более того, она совершенно не оригинальна. Владимир Зисман рассказывает профанам, что есть симфонический (и не только) оркестр. Пишет примерно так, как Кронин (бес попутал, Хейли, конечно!) рассказывал когда-то об аэропорте.
Я откуда-то всегда знал, что работа симфонического оркестра не проще работы диспетчерской группы крупного аэропорта. И да, так оно и есть.

Форму текста тоже не назовёшь новаторской. И слава богу. Постмодерна кругом тонны, Владимир Зисман не ведётся на эту моду и рассказывает всё по-человечески. Спасибо ему за это.
Так вот, по форме это набор баек, которых полно в любой профессии. И некоторые не проще понять, чем байки каких-нибудь молекулярных биологов. Поэтому я понял примерно 2/3 текста, на остальное не хватило моей музыкальной эрудиции.
Кстати, об эрудиции. Её у Владимира Зисмана хоть отбавляй. Я имею в виду не только околомузыкальные темы, нет, он знает очень много того, что вокруг -- от физики и техники до живописи и литературы, включая всякие священные писания.
Лучше бы байки эти рассказывать с эстрады. Интонации очень важны, буквы их плохо передают. Это мой намёк автору. Может быть, ему стоит рассмотреть такой вариант. Думаю, успех будет. Я бы с удовольствием послушал его вживую. Задал бы несколько вопросов, поскольку некоторые его слова для меня совсем внове, а в интернете краткое и понятное объяснение фиг найдёшь.
Автор упоминает миллион музыкальных произведений, из них я знаю буквально единицы. На то, чтобы всё это прослушать, не хватит остатка моих дней, так что я решил подходить к этому вопросу чисто теоретически, т.е. верить автору на слово. Тем более что Владимир Зисман по образованию оказался музыкантом-теоретиком... это для меня полная новость, я думал, теоретики встречаются разве что среди физиков.

Юмор классный, часто мрачноватый и потусторонний. Тому есть разумная причина:



постоянное существование рядом с прекрасным почти неизбежно ведет к естественному цинизму

Не буду приводить примеров. Процитирую вместо этого небольшой список заповедей оркестранта:



После работы всегда закрывай ноты — это обычай, происходящий из естественного уважения к библиотекарю, который их потом убирает.
Никогда не хами приглашенному дирижеру: когда-нибудь он может оказаться твоим главным.
Не флиртуй в незнакомом оркестре с женщиной, пока не убедишься, что ее муж не работает здесь же.
И заклинаю: остерегайтесь работать в тех болотах, где силы зла властвуют безраздельно.

Самое удивительное: обычно сборник анекдотов наскучивает уже через четверть часа, но только не этот. Даже скажу конкретнее. Временами становилось скучновато, но это только из-за собственного моего музыкального невежества.

Послесловие к первому изданию -- Оно же предисловие ко второму вообще феерично. Хотел вставить обширную цитату, но не буду. Всем рекомендую читать не куски, а целое и до конца.

В общем, книга классная!
Не знаю, как оценивают её люди искусства, но мне в самый раз. Могу подозревать, что и причастным к музыке она придётся по вкусу. Думаю, они лучше смогут понять некоторые нюансы, которые прошли мимо меня в силу моего музыкального образования. Точнее в силу его отсутствия.

=========
Большое спасибо majj-s за рекомендацию. Без вас, Майя, я бы никогда не догадался прочитать эту замечательную книгу.
Так и не узнал бы, что оркестр -- это что? Что оркестр -- это всё :)

Комментарии


Рада, что вам понравилось.


Про аэропорт точно Кронин?


Ё! Не Кронин, конечно, спасибо за исправление :)