Больше рецензий

31 марта 2022 г. 17:07

354

4 Очень здорово написано

Идея "приземлить" супергероев уже совсем не нова и не будоражит умы нынешних читателей, как это было в 80ых. Нынешние супергерои имеют за плечами ворох личных драм, а истории их происхождения год за годом переписываются, обрастая новыми деталями, или немного видоизменяясь в угоду времени. Проще говоря, эпоха придурковатых ребят в странных трико давно ушла. Но ведь так было не всегда. Поэтому истории по типу "Год первый" или те же "Хранители" действительно достойны называться классикой. Авторы вроде Миллера или Мура успешно придали комиксам ту самую пресловутую "художественную ценность", привлекли внимание более зрелой аудитории, внеся неоценимый вклад в нынешнюю популярность и массовость супергероики и комикс- индустрии в целом.

Назревает вопрос: Является ли "Бэтмен. Год первый" просто "памятником" комикс- культуры поздних восьмидесятых и очередной "галочкой" в списке "обязательно к прочтению всем любителям Бэтмена"; или же это история, которую можно с удовольствием прочитать даже сейчас, совершенно не запариваясь над контекстом, не делая скидок на время и "влияние" комикса?
Я склоняюсь к второму варианту.

Сюжет комикса не является чем- то выдающимся или невероятно захватывающим. Это действительно максимально простая история об обитателях Готэма. Комиксовый гротеск сведён к минимуму, однако его достаточно для того, чтобы читатель поверил в существование борца с преступностью в костюме летучей мыши в этом мире. Сам же Бэтс тут далеко не тот сверхчеловек, которого мы привыкли видеть на страницах большинства комиксов и экранах кинотеатров. Он допускает ошибки, постоянно получает ранения и импровизирует. Брюс Уэйн только начинает свой путь. Его неопытность и стремление Фрэнка Миллера в реализм создаёт самого лажающего Бэтмена в истории. При всем при этом, он тут не сражается с суперзлодеями, могущественными тайными организациями или прочим подобным. Бэтмен противостоит простым бандитам и системе, в которой практически не осталось честных полицейских, чиновников и т.д.. Приключения Бэтса действительно до безобразия просты, и если бы комикс концентрировался только на них, то вероятно получился бы весьма пустым. Однако в этой истории есть второй полноценный главный герой (и что не менее важно- нарратор)- детектив Джеймс Гордон. Именно его история позволяет сюжету произведения обрасти необходимым "мясом".

Я не просто так обратил внимание на то, что Гордон, так же как и Брюс Уэйн, являются нарраторами в этой истории. Закадровое повествование двух этих персонажей остаётся с нами на протяжении всей истории. На мой взгляд- это лучшая часть комикса. По крайней мере именно поэтому, в большей степени, я смело могу рекомендовать этот комикс.
Мысли Гордона прекрасно написаны. Понятные простые человеческие переживания, его взгляд на Бэтмена и на систему. И всё это завернуто в прекрасный слог Фрэнка Миллера, прямиком из нуарных романов.
На контрасте повествование от лица Бэтмена- обрывистые фразы, обозначающие действия. Бэтс постоянно в движении, в стрессовых ситуациях. В отличии от Гордона, он не растекается мыслью по древу, а лишь подмечает некоторые детали или обозначает читателю свой дальнейший план без лишних определений, дополнений или обстоятельств.
Такой подход к повествованию и качество исполнения позволили мне получить массу удовольствия от прочтения комикса.

Визуальная часть так же пришлась мне по душе. Визуальный стиль комиксов 80ых- это именно то, что сильнее всего ассоциируется у меня с этим жанром. Было в комиксах того десятилетия своё определённое очарование. Это, конечно же, и повсеместные "переосмысления" жанра в литературном плане, но так же и определенный стиль в плане графическом. Графика 80ых- это буквально вершина визуального стиля "классических" комиксов.
Маццукелли же в этом комиксе добавил к "классическому" визуалу некую "бульварность" что ли, создав просто идеальные иллюстрации к истории Миллера.

Подводя итог, хочу сказать, что "Год первый"- это классика, которая стоит внимания современного читателя.