Больше рецензий

SeverianX

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2022 г. 19:02

454

3.5 О любви и смерти

До знакомства с данным романом у Хайнлайна я прочитал два романа: «Звездный десант» и «Чужак в стране чужой» . И если от первого я был в полнейшем восторге, то второй скорее разочаровал, но о «Чужаке» расскажу как-нибудь в другой раз. Впечатления от романа «Не убоюсь зла» по ощущениям ближе именно ко второму роману. Попробуем разобраться в этом.
Действие происходит в будущем относительно Хайнлайна, но в прошлом относительно нашего времени – примерно нулевые года XXI века. На лицо все атрибуты высокотехнологического будущего: мощное оружие, летающие машины, искусные хирургические операции и т.д. При этом в социальном плане всё не так благополучно. Общество разделено на богатых и бедных, большая часть населения неграмотна и прозябает в нищете, повсюду преступность. В городах даже есть целые зоны, заходить в которые равносильно самоубийству.
Главный герой романа – престарелый миллиардер Иоганн Себастьян Бах Смит. Его возраст подходит к сотне лет, и организм уже отказывается служить. Всё ещё острый ум подсказывает Иоганну довольно рискованный выход – пересадка мозга в молодое и здоровое тело. Подобных операций не проводилось, шансы на успех крайне малы. Также проблемой является то, что необходимо подобрать донора с очень редкой группой крови. Всю процедуру необходимо провернуть так, чтобы не было претензий со стороны закона. Судьба порой преподносит неожиданные и жестокие сюрпризы. Донор находится довольно скоро. Им становится секретарша главного героя Юнис. Она погибает во время ограбления, а её тело идеально подходит. Операция проходит успешно, однако имеется необычный побочный эффект. В разуме Иоганна постоянно звучит голос Юнис, который вступает с ним в диалоги. Якобы девушка не умерла, а теперь в одном теле обитают одновременно два разума. Открыто рассказывать о таком явно не стоит – упекут в психушку. Сам Иоганн только радуется такому соседству, т.к. ему не помешает помощник для обустройства в новом теле. Да и, стоит отметить, что Иоганн, как и всё его окружение, очень любил прекрасную секретаршу.
Основная идея романа стоится на взаимодействии двух Я в одном теле. Причем эти Я принадлежали совершенно разным людям, отличающимся по социальному статусу, материальному достатку, возрасту, образованию, жизненному опыту, ну и наконец полу. Иоганн берет себе новое имя – Джоанна Юнис Смит, и привыкает к новому образу. Престарелый миллионер в теле молоденькой красотки учится быть женщиной. Начинает он (или правильней сказать она) с попыток обрести женственность, попутно соблазняя всех мужчин вокруг себя. В Юнис было неисчерпаемое количество любви к ближним, и это качество и передаётся новоиспечённой Джоанне Юнис. Вот здесь появляются совершенно непонятные для меня вещи. Как гетеросексуальный мужчина с практически столетним стажем может так быстро поменять ориентацию? Второй момент заключается в том, что друзья Иоганна запросто ведутся на откровенные соблазнения. Как? Ведь они же должны понимать, что под красивой оболочкой скрывается их давний друг. Так же меня лично смутило обилие эротических сцен. Понятно, что роман писался для публикации в журнале «Плейбой», но чаще всего они элементарно неуместны. Любвеобильность и открытость Джоанны Юнис перерастает в элементарное распутное поведение. Помню, примерно эти же моменты оттолкнули меня от «Чужака». Не фанат я столь свободной любви.
По ходу чтения меня не покидало ощущение, что разум Иоганна творит с ними жестокие шутки, и Юнис на самом деле нет. В романе мы не увидим как подтверждений, так и опровержений данного утверждения. После подселения к их объединённому разуму третьего попутчика, лично я ещё больше уверовал в свою теорию.
Поначалу роман читался очень бодро. Описание общества будущего, его технологий, нравов и т.д. всегда интересовали меня в первую очередь. Затем темп начинает стремительно падать, и большую часть книги составляют внутренние диалоги Иоганна и Юнис, рассуждающие о разных философских проблемах и о том, какое платье лучше подойдёт к этим трусикам. Причем, замечу, второго было заметно больше.
В романе есть и стороны, которые меня заинтересовали. Сама идея смены пола и самоидентификации человека после этого очень актуальна в наше время. Подобных людей по всему миру немалое количество. Также мне особенно понравились сводки новостей, которые сделаны в виде небольших врезок. От них веет полным абсурдом, и в то же время приходит чувство дежавю. Пусть Хайнлайн и утрирует, но в той или иной мере подобное происходит и сейчас. Видимо, за пятьдесят с лишним лет в мире поменялось не так уж и много.
Итог: О чём же этот роман? О смерти и любви к жизни. Любви столь сильной, что даже смерть не может ей помешать. Часто слышал версию, что этот роман Хайнлайн писал, когда был уже при смерти. Однако в послесловии к моему изданию указывается, что это не так. Стоит признать, что пишет автор мастерски, и сама идея очень интересна, а для своего времени ещё и нова. Подкачала же реализация. Изначально роман задумывался, как небольшая повесть. Убрать бы излишние «ом мане падме хум» и книга только выиграл бы от этого.