Больше рецензий

Iriya83

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2022 г. 13:37

174

4

"При убийстве монахини важно убедиться, что вы привели с собой достаточно многочисленную армию. Для устранения сестры Колючки из Блаженного Милосердия Лано Таксис привел двести человек..."



...Именно с такой фразы началось мое неожиданное знакомство с творчеством американского фэнтези-писателя. Роман "Красная Сестра" открывает трилогию под названием "Книга Предка". История вращается вокруг девочки по имени Нона Грей. Однажды окровавленной девятилетней Ноне, находящейся в шаге от неминуемой смерти, выпадает шанс сохранить жизнь. Неожиданно для себя самой она попадает в необычное место, живописно затерявшееся среди скал. Итак, добро пожаловать в Монастырь Блаженного Милосердия! Клаустрофобная атмосфера дортуаров послушниц, суровые учителя, причудливые традиции, а также окончательная шлифовка магических способностей и нераскрытых боевых умений, присутствующих в монастыре юных талантов. Здесь монахини придумывают себе псевдонимы в честь разных предметов, чтобы их имена отличались от обычных. Есть в нем преподавательница, известная как Отравительница, обучающая девочек искусству ядоварения, мило демонстрируя действия полученных суспензий прямо на ученицах. Думаю, вы уже поняли, что в славном Монастыре готовят самых беспринципных убийц для святых целей во имя Предка. Другими словами - приятное местечко, являющееся маленькой частичкой одного огромного мира под названием Абет. В котором царят холод и тьма, детей продают за деньги, священники стремятся к власти, а монахини едва слышно пересказывают странное пророчество про Избранную.
"Ваша смерть не ждет прибытия в назначенный час: она все годы вашей жизни мчится к вам с неистовой скоростью стрелы времени. От неё нельзя убежать, с ней нельзя договориться, её нельзя отклонить или умилостивить. Всё, что вам дано, - это выбор: встретить её с открытыми глазами и миром в сердце, спокойно идя к своей награде. Или запылать, взяв в руки оружие, и сразиться с этой сукой."

Основное содержание произведения было очень интересным, в том числе и благодаря рваной форме повествования, выбранной автором. Линейное изложение истории, согласно которому события развивались в хронологическом порядке, Лоуренс постоянно разрывал, добавляя многочисленные флешбэки и экскурсы. Роман представлял собой лабиринт прошлого, настоящего и будущего, а многослойное переплетение разновременных линий заставляло меня продираться по страницам книги, как через непроглядную тьму. По-грибоедовски "шел в комнату, попал в другую" иногда я чувствовала себя окончательно запутавшейся. Однако пробелы в знаниях по мере развития сюжета заполнялись необходимой информацией. Многие вопросы оказались раскрытыми, а финальная недосказанность была прежде всего связана с желанием писателя заинтересовать любопытных читателей продолжением.



"Но учти, юная Нона: книга так же опасна, как и любое путешествие, в которое ты можешь отправиться. Человек, переворачивающий последнюю страницу, вовсе не тот, кто перелистывал первую."

Книга непрозрачна по сюжету и такая же ледяная по динамике, как и описываемый ею мир. Поначалу казалось, что большая часть рассказываемой здесь истории будет включать в себя длинные описания будней послушниц Монастыря и назидательные лекции о Предке. Однако у автора получилось все не так банально. В каком-то смысле ему удалось меня одурачить. Подобно тому, как перед бурей всегда бывает затишье, в романе появлялись переломные моменты, когда сюжетное напряжение переходило из шепота в крик, превращая историю в нечто захватывающее. Кроме того, в этом произведении вместо одной кульминации - две. Местами кровавые, яркие и вплоть до дюймов выверенные наивысшие точки накала сюжета заставляли стискивать зубы от переживаний. Откровения, связанные с образами персонажей, тоже смогли поразить. Особенно мой разум был поглощен интригой вокруг тайны главной героини.



"Я - Нона Грей, война в моих жилах, и крики моих врагов - музыка для меня."

Грей - главная героиня книги: именно на эту девочку настроен фокус внимания автора, а ее реакции доминируют в кадре. Повествование от третьего лица было украшено цитатами мыслей Ноны, благодаря чему усиливался эмоциональный фон произведения. Было хорошо обыграно развитие сюжета в тандеме со становлением образов героинь. Мне нравилось наблюдать, как послушницы учатся общаться со своими сверстницами, сопереживать им, черпать силу друг в друге. Надо заметить, что среди действующих лиц практически одни женщины. В этом прослеживалась какая-то авторская ирония. Если представитель сильной половины человечества и появлялся на страницах, то он был слабо заметен на фоне ярких героинь. По правде сказать, из мужских персонажей мне запомнился лишь кот, который иногда вел себя не очень чистоплотно. Также в романе отсутствует любовная линия - для романтических чувств Нона еще слишком мала и думает лишь об очень дорогой для нее дружбе.



"Люди могут быть друзьями, не крича об этом на каждом углу."

Лоуренс придумал очень правдоподобное мироздание с интересными особенностями политики, религии и культуры. Действие романа происходило в своего рода постапокалиптическом мире, где постепенно затухающее солнце не имело возможности согревать поверхность планеты. Поэтому большая ее часть была покрыта практически необитаемыми ледниками. Единственная территория, где можно жить, называемая Коридором, поддерживалась теплом необычной луны. Однако с каждым годом земли Коридора уменьшались, а льды постепенно стремились захватить все мировое пространство. Надо отдать должное автору - его проза осязаема и ощутима, что позволяло с головой окунуться в книгу. Окружающий холод морозным, ледяным ветром терзал плоть, казалось, будто вместо льда он нес миллион крошечных метательных звездочек. И все же, прочитав книгу, в памяти остались те мгновения, когда фокусирующаяся четырехугольная луна светилась над головой. И благодаря теплу этого необычного небесного тела нега струилось по плечам и переходила в жар. Мне вместе с героинями хотелось радоваться долгожданным минутам, закрыв глаза и раскинув руки, вбирать этот яркий свет.
На мой взгляд, писатель создал один из самых захватывающих фэнтезийных миров, которые я когда-либо посещала. В далеком прошлом на Абет прибыли четыре древнейших племени, поэтому в народах планеты встречаются их качества - большие и сильные геранты, быстрые хунска, владеющие низшей магией марьялы и способные идти по Пути и творить высшую магию кванталы. Магическая система тоже оказалась весьма привлекательной. По своей сложности и потенциалу задумка автора в плане магии не уступает циклам "Малазанская Книга Павших" Эриксона и "Рожденный туманом" Сандерсона. На уровне этой книги мы даже до конца не осознаем о всех ее возможностях. Герои работают с пространством и временем, телепатически общаются на расстоянии, посредством прохождения Пути обретают феноменальную силы, приумножая количество ипостасей своей сущности. При этом способности напрямую зависели от того, чья кровь из четырех легендарных племен течет в их жилах.



"Знание - это ковер определенного размера, а мир гораздо больше. Тебя должно беспокоить не то, что остаётся по краям, а то, что скрывается под ним."

В своей повседневной жизни Марк - ученый-исследователь, занимающийся работой, связанной с высшей математикой. Его математический склад ума был заметен на страницах произведения: немного настораживало очень детальное описание происходящих процессов с миллиметровой погрешностью. Также Лоуренс мог на протяжении нескольких страниц рассказывать о том, как героиня самоотверженно ловит летящую стрелу, замедляя при этом мгновения и за долю секунды принимая решения. Понравилась интересное тренировочное испытание с говорящим названием "путь-клинок". Оно представляло собой подвешенную на тросах сложную конструкцию из соединенных между собой труб, по которым должны пройти послушницы, засекая время. Интересной стороной книги являлись в меру кровавые, яркие и подробно прописанные боевые сцены и эпизоды поединков, в том числе и с использованием вышеупомянутой магии.



"Бой на ножах - это война на истощение."

Благодаря сравнению образов героинь было забавно наблюдать, как предательство и лицемерие идут рука об руку с преданной дружбой и самопожертвованием. Автор постоянно противопоставлял одно другому, не позволяя читателю заскучать или впасть в уныние. Однако, анализируя прочитанное, было невероятно сложно осознавать, как девятилетние дети преодолевают страшные испытания судьбы, которые заставили бы многих взрослых умереть от отчаяния и ужаса. Книга Лоуренса контрастна по содержанию: одновременно с жуткими и мучительными сценами соседствовали лирические моменты, которые было приятно читать. Если вы любите фэнтези о магических школах с интересным миром, хорошо прописанными персонажами и красивым литературным слогом, то вы не разочаруетесь, взяв в руки "Красную сестру". Лично я с удовольствием прочту продолжение.



"Даже шепот хорошо отточенного ножа может прорезать ткань, кожу и мышцы под ней."