Больше рецензий

romashka_b

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июня 2013 г. 21:40

2K

5

Скажу вам правду с самого начала - я хочу, чтоб эту книгу прочитало как можно больше людей.
Поэтому я сейчас очень боюсь оступиться, сделать неверный шаг по болоту отзыва, утонуть в словах и восторгах, но вы, пожалуйста, будьте снисходительны ко мне и к рецензии, вдруг эта книга ждет именно вас?

Во-первых, это история семьи. Иван, его брат Борис и сын Юрий были очкастыми интеллигентами - Иван журналист с юридическим образованием, Борис - врач, Юрий талантливый студент. При этом все трое, особенно Борис, были чудовищно сильны физически, владели боевыми приёмами и даже выступали как тяжеловесы на спортивных состязаниях. Без этого удивительного семейного сочетания интеллекта и мышц побег из советского концлагеря в 1934 году был бы невозможен.

Во-вторых, это история страны. Иван Лукьянович - блестящий аналитик, он разворачивает панораму страшной жизни в молодой советской стране и сразу заявляет нам: жизнь в советском концлагере практически ничем не отличается от жизни на воле. Не потому, что в лагере так славно, просто на воле очень паршиво, голодно и кроваво. Благодаря спортивной и журналистской деятельности Солоневич-старший объездил с командировками всю страну и ему есть, что поведать. По мере рассказа он открывает и источники многих современных бед нашей страны - нет никакого сомнения в том, что она до конца еще нескоро оправится, уж слишком сильной была советская травма.

В-третьих, это крайне неожиданный взгляд на лагерную жизнь. В отличие от большинства лагерной документальной прозы (хотя я не слишком много такой читала), тут главные герои живут в заключении относительно неплохо. Этим они обязаны пониманию, как работает советская лагерная машина, своей силе (урки их не трогали) и невероятной находчивости. При том, что однажды Иван Солоневич даже ел в лагере черную икру, побег всё-таки был жизненной необходимостью.

В-четвертых, это просто фантастически увлекательная книга. В интернете есть две электронные версии - с ятями и без них, но я сначала нашла только с ятями, с ними и читала. Это было впервые в моей практике, но это совершенно не затруднило процесс, настолько книга изумительно написана. Замечательный русский язык, тонкая ирония, иногда - убийственный сарказм, иногда - болезненные до слез сцены, но никогда нет истеричности, экзальтированности и показательного заламывания рук.
Одна лишь сцена - “Девочка со льдом” - совершенно раздирает душу, ее кусочек я спрячу под кат, потому что цитата длинная. Вообще в плане цитат это была для меня самая богатая книга, но я добавила около 20 цитат, а хотелось минимум вчетверо больше (но я не люблю длинных цитат, а разбивать чудесные построения автора не хотелось).

Пожалуйста, прочитайте эту книгу, даже если я вас еще не очень убедила. Даже если она вам не понравится, там есть многое, о чем стоит знать.

Девочка со льдом

В жизни каждого человека бывают минуты великого унижения. Такую минуту пережил я, когда, ползая под нарами в поисках какой-нибудь посуды, я сообразил, что эта девочка собирается теплом изголодавшегося своего тела растопить эту полупудовую глыбу замерзшей, отвратительной, свиной, но все же пищи; и что во всем этом скелетике тепла не хватит и на четверть этой глыбы.
Я очень тяжело ударился головой о какую-то перекладину под нарами и почти оглушенный от удара, отвращения и ярости, выбежал из палатки. Девочка все еще сидела на том же месте, и ее нижняя челюсть дрожала мелкой частой дрожью.
– Дяденька, не отбирай! – завизжала она.

Я схватил ее вместе с кастрюлей и потащил в палатку. В голове мелькали какие-то сумасшедшие мысли. Я что-то, помню, говорил, но думаю, что и мои слова пахли сумасшедшим домом. Девочка вырвалась в истерии у меня из рук и бросилась к выходу из палатки. Я поймал ее и посадил на нары. Лихорадочно, дрожащими руками я стал шарить на полках, под нарами. Нашел чьи-то объедки, пол пайка Юриного хлеба и что-то еще. Девочка не ожидала, чтобы я протянул ей все это. Она судорожно схватила огрызок хлеба и стала запихивать себе в рот. По ее грязному личику катились слезы еще не остывшего испуга.

Я стоял перед нею пришибленный, полный великого отвращения ко всему в мире, в том числе и к самому себе. Как это мы, взрослые люди России, тридцать миллионов взрослых мужчин, могли допустить до этого детей нашей страны? Как это мы не додрались до конца? Мы, русские интеллигенты, зная, чем была великая французская революция, могли мы себе представить, чем будет столь же великая революция у нас… Как это мы не додрались? Как это мы все, все поголовно не взялись за винтовки? В какой-то очень короткий миг вся проблема гражданской войны и революции осветилась с беспощадной яркостью. Что помещики? Что капиталисты? Что профессора? Помещики – в Лондоне. Капиталисты – в наркомторге. Профессора – в академии. Без вилл и автомобилей, но живут. А вот все эти безымянные мальчики и девочки? О них мы должны были помнить прежде всего, ибо они – будущее нашей страны. А вот, не вспомнили. И вот на костях этого маленького скелетика, миллионов таких скелетиков, будет строиться социалистический рай. Вспомнился карамазовский вопрос о билете в жизнь. Нет, ежели бы им и удалось построить этот рай, на этих скелетиках, я такого рая не хочу. Вспомнилась и фотография Ленина в позе Христа, окруженного детьми: «Не мешайте детям приходить ко мне». Какая подлость! Какая лицемерная подлость!

И вот, много вещей видал я на советских просторах; вещей, намного хуже этой девочки с кастрюлей льда. И многое как-то уже забывается. А девочка не забудется никогда. Она для меня стала каким-то символом того, что сделалось с Россией.

Об этой книге я узнала случайно, в общей ленте рецензий - от M_E . Тогда я не знала и саму Марину, именно в комментариях к той рецензии у нас случился первый диалог и теперь это один из самых приятных собеседников на лайвлибе для меня. Спасибо за Солоневича!

Комментарии


Вот это сила, вот это мощь!
Цитата до дрожи, до онемения, нет слов...
Спасибо, буду читать... обязательно...


Пожалуйста, прочитайте! Даже если все описанное в книге делить на 10 - это такая книга!


а зачем с ятями-то? их в 30-е уже давным-давно не было.


потому что ее долго не "переводили" на нормальный язык, издавали ротапринт по тому изданию, что Солоневич сделал
типа не нужная не актуальная книга наверно


это ничего мне не объяснило. в каком году книга написана?


В 34 году. ять отменили окончательно в 46. Эмигранты же долгое время не признавали этой реформы и писали с ятями.


что значит "окончательно"? реформа была в 18-м. ну разве что эмигранты... а в каком году эмигрировали?
UPD: нашла, что эмигрантские издания печатались так до 2 мировой.


Думаю, что Солоневич писал как интеллигент старой закваски - как учили, так и писал. При этом у него есть то, что сейчас мы бы назвали ошибками, знаешь, "корридор", "безсмысленный" и так далее, но общее ощущение от текста - высочайшей грамотности и начитанности. Словом владел изумительно.

Кстати, просто про яти: иногда, когда я что-то говорю, я в голове будто представляю текст буквами. После этой книги я представляла текст исключительно с ятями и пыталась его даже по-другому - более мягко - произносить)) А так как я не знаю, как на ятях можно умягчить произношение - я постоянно запиналась, потому что "читала" текст в башке)))) Не знаю, понятно ли объяснила))))


не, ну я понимаю отдельные слова, написание кототорых со временем изменилось. но яти отменили аж в 18-м.
у меня такого нет, но когда я читаю - текст "проговариваю" про себя, так что смысл понятен) я так Куприна как-то читала.


но яти отменили аж в 18-м.


Кто отменил?
Яти были "официально" отменены большевиками, Луначарским.


Реформа орфографии была объявлена несколькими циркулярами Временного правительства летом 1917 года (на новое правописание с начала учебного года переводилась школа), подтверждёнными декретом советской власти от 23 декабря 1917 года; делопроизводство и пресса на новое правописание были переведены декретом 1918 года.

Я об этом и написал.)
Короче, я лох - неправильно прочел твой пост, неправильно сформулировал свой.)
В официальных изданиях - газетах, декретах и т.д. изменения были внесены сразу же, а вот в художке и тому подоной литературе - еще очень долго существовали.


Да и не стоит забывать о гражданской войне - белые-то не признавали никакой реформы.


ох, как много ты за кадром оставила
и я тоже
вот как про нее рассказать?

и про девочку ты не добавила откуда она, а была она из когда-то богатой и сытой карельской деревни, где каждый дом - роскошный, каждый, с тех пор там таких деревень не осталось


Совершенно невозможно написать одну рецензию. Надо писать несколько. Книга-катарсис.


плюс много


дополню
еще очень хорошая книга (там просто протоколы допросов или заседания суда, потрясает) + реальные церковные документы, проливающие свет на много что, религии там нет, кроме того, что герой - лицо религиозное
вот эта (заметь, ей 1 звезду поставил человек, который и солоневичу одну поставил, о многом говорит) Вострышев М "Патриарх Тихон" ЖЗЛ
а очень плохая книга, но ее стоит прочитать после Солоневича, чтоб понять КАК извращаются факты вот эта Мариуш Вильк "Волок" (поляк сталинист, бывет же такое, выдернул из Солоневича одну-единственную цитату - и так ее переврал, что после Вилька Солоневича точно читать не будешь, зато подумаешь любимое многими закрывателями глаз "ну что поделать, лес рубят, щепки летят"


Не хочу читать Вилька, а вот Вострышева прочитаю. Как ты знаешь, я атеист и церковь не очень-то, но меня до сих пор ужасно злит, что в двадцатые годы в Архангельске попались уж больно ретивые исполнители приказов и порушили все церкви чуть не вчистую. У нас такой роскошный собор был, настоящий памятник архитектуры, а какой с реки вид открывался на линию города! И все это теперь обернулось другими перегибами - местная епархия на волне возвращения религии начала отстраивать те же церкви и храмы в бешеном темпе и количестве, денег летит...


а меня тянет прочитать что анархическое, в чем там идея устройства общества, как то пришла к выводу, что это не так смешно, как нам всю жизнь говорили, но где ж взять, чтоб читабельно, а не занудно...

Это не ретивые исполнители, что им сказали, то и сделали, это исполнительные исполнители :((. Пострадал же не только Архангельск.
Мы как-то с отцом проехали в Москву не по трассе а пригородными дорогами (заезжали на его малую родину), мне было 18 лет, я достала тетрадку за неимением фотоаппарата и пыталась записать названия мест и зарисовать остатки церквей, размах уничтожения роскошных церквей поразил (1983 год шел, я еще все на черное и белое делила и левые идеи мне импонировали), руины роскошных храмов, много храмов, такие стены, что до конца не смогли разрушить, и захудалые колхозы вокруг, очень сильные впечатления. Жалко, тетрадка не сохранилась.
У Вострышева особо интересно про голод, а церковное золото (в книге написано какое и как брали) Ленин отдал Ататюрку в обмен на революцию (уже не помню, где читала детали), тот, хитрая восточная лиса, никакой революции по-ленински делать не стал.

Да, теперешние перегибы просто мрак. Раньше церкви строились на пожертвования (и потому еще впечатляло величие тех церквей). Откуда они теперь берут эти деньги? Зачем подставлять так церковь :(. У меня нет ответов. Одно предположение. Так как религию уничтожили, о ней было только смутное напоминание, тонкая ниточка, то теперь в религии - неофиты. Они всегда рьяные. Ну и я судить не могу - я далеко и вижу только то, что в прессе. У меня осталось полно религиозных друзей, которые за копейки работают например в школах интерната и из этих копеек деньги еще жертвуют. Но их не видно и не слышно на общем фоне.


А в истории вашей семьи в ранний советский период был голод и лишения?


О господи, а у кого-то не было?


У некоторых не было. Для меня это тоже было удивительно. Но есть люди с очень хорошим советским прошлым, как из тех фильмов. Не в осуждение их конечно, я это пишу.
Просто ваша рецензия с искренним шоком, сродни удивлению... Я открыла для себя, здесь, на ЛЛ, что у людей очень разные представления о советском прошлом.
Мне понравилась ваша рецензия, спасибо.


Спасибо вам. Удивление же мое связано с тем блестящим анализом, которого я раньше не встречала - и никогда не задумывалась о бедах своей семьи в разрезе всей страны.


Может быть это и хорошо. Уж очень тяжело жить зная прошлое недальних предков, безисходность давит на каком то генетическом уровне. Но лучше знать. Когда знаешь меньше риска повторить ошибки предков.
Мои предки например, с юга, оттуда, где был геноцид местного населения, где советскую власть ненавидели все время и детей воспитывали со сдержанной и скрытой ненавистью к ней. И когда я посещала разные города, регионы нашей страны, я была поражена разностью отношения к вещам, описанным в этой книге. Знаю людей, в том числе на ЛЛ, которые скажут что написанное в книге вранье и провокация, или вообще так и надо было.
Поэтому, вы молодец, что затронули эту тему, пусть больше людей знает свою историю, знает цену достижениям советского общества.


А мои предки с севера, из очень глухих краев - сюда особо ретивые исполнители не доехали, так что геноцида не было, просто, знаете, умирали от голода как мухи, работая в колхозе.
Вранье и провокация - так можно про любую книгу сказать, тут, к сожалению, каждый решает для себя. Я для себя решила, что надо читать еще.
Спасибо, что поговорили со мной)


таких людей нет
есть люди - в семьях которых удалось тщательно скрыть прошлое
я сама из такой семьи - была уверена что у нас, как в кино

вот на эту тему повесть http://magazines.russ.ru/znamia/2011/10/esh6.html


Спасибо за ссылку, обязательно почитаю.
Не все такие как вы. Не все хотят разувериться в порядочности дедушек и бабушек и в их ценностях. Тем более, если они оставили приличное наследство и связи. Очень много людей гонят от себя осознание причастности к злу, категорически отрицая его. Я настолько уже к этому привыкла, что не рассчитываю на понимание, когда начинаю рассуждать на эту тему.


дело не в порядочности ИМХО
все выживали как могли

просто все до единого подверглись большому насилию (ну да, сами некоторые становились насильниками в результате)
и это стыдно признать, то, что ты был и жертвой, а не не порядочность
ИМХО


Согласна отчасти. Только для того что бы оценивать порядочно что то или нет, надо информацией обладать, копаться в прошлом. вот и предпочитают и не копаться и не оценивать.
А некоторые искренне верили в правильность того что делали, ловили успех, не все были жертвами. Кто то считал что 'настало его время' и надо побольше успеть, впадали в азарт.
Вы знаете, я однажды попала в Тюмень несколько лет назад, в командировку, и меня поразило до глубины души обилие памятных доск, памятников мест расстрела кулаков, их детей, подавление сопротивления отъему скота. Так вот памятники эти были не кулакам, а красноармейцам, убивавшим семьи, я специально уточнила у милиционера. И у памятников этих живые красные цветы.
Самая популярная радиостанция называлась 'Красная армия', по ней постоянно шли проигрыши красноармейских речевок с сомнительным смыслом. Такая стилистика... И никому это не резало слух, кроме меня, потомка тех самых кулаков. Вот вам и жертвы...


случайно увидел вашу рецензию и заинтересовался книгою


Я очень рада!


Спасибо Вам большое за рецензию! Я обязательно прочту эту книгу!


И вам спасибо! Я надеюсь, что она вам понравится.


Спасибо за рецензию. Обязательно добавлю книгу к прочтению


И вам спасибо! Пусть она понравится вам.


Спасибо за рецензию. Прочту обязательно.


Интересно . Спасибо за информацию !
Читала у Солоневича только "Великая фальшивка Февраля" познавательно.