Больше рецензий

6 июня 2013 г. 16:42

78

5

Последний раз такие же ощущения после прочтения книги у меня остались после «Предчувствия конца» Барнса . Дочитала и сидишь в легком ауте, потому что вместо ответов в голове крутятся одни вопросы.
Завязка истории: пятеро подростков – без пяти минут выпускников школы – вместо того чтобы отправиться с классом в недельный горный поход решают провести небольшой такой психологический эксперимент. Сообщив в школе, что остаются дома, а дома что идут с одноклассниками в горы, они спускаются в заброшенный бункер возле школы, чтобы провести своеобразное исследование с целью определить, как на их взаимоотношения повлияет необходимость постоянно находиться рядом в замкнутом пространстве без возможности связи с внешним миром и как по-новому они откроются друг другу как личности.
Согласно первоначальному плану для чистоты эксперимента шестой участник запирает их снаружи. Через три дня он должен их освободить и оставшуюся часть недели прятать у себя и обсуждать их ощущения. Но что-то пошло не так, однако ответ на вопрос, что же на самом деле случилось, придется искать самостоятельно.
Читаешь книгу и чувствуешь себя следователем, который должен собрать мелкие детали, чтобы хотя бы приблизительно рассмотреть картину происшествия , постоянно возвращаешься к отдельным кускам текста в надежде разгадать загадку. Стиль романа очень усложняет эту задачу. Он включает в себя три линии повествования, сильно разнесенные во времени друг от друга. Сами происшествия в бункере описываются от третьего лица и представляют собой книгу, которую пишет одна из участниц эксперимента Лиз. В это повествование вкрапляются куски, написанные от первого лица (той же Лиз) описывающие ее существование после пребывания в бункере. Также периодически появляются вставки в виде стенограммы интервью с Лизой (не путать с Лиз) – девушкой шестого участника эксперимента (который должен был всех запирать и отпирать), которая, вроде как, в бункер вообще не спускалась. Все эти кусочки так мелко порублены и перемешаны между собой, что я все время путалась от чьего лица идет повествование и к какому времени оно относится. Для меня огромным препятствием также оказались имена: чуть ли не совсем в конце романа я поняла что Лиз и Лиза – это разные герои; жутко путало, что Френки и Алекс оказались женскими именами. В общем, плывешь в повествовании, не зная, где, когда и с кем ты находишься, кто сейчас говорит, и куда тебя вообще несет. А когда ты, вроде как, разобрался что к чему, тебя ждет эпилог, возрождающий сумасшедшую круговерть вопросов в голове.
Вообще, по мотивам этой книги снят замечательный фильм. Смотрела я его лет 10 назад, не меньше, но помню превосходно. Если б не смотрела, наверное эффект от книги был бы еще мощнее. Но все равно читать было интересно, оказалось, что фильм всего лишь одна из версий происшедшего.