Больше рецензий

papa_Som

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июня 2013 г. 12:46

282

4

"Когда христиане меня спрашивают о моих атеистических убеждениях, я всегда с удовольствием отвечаю, что собеседник и сам является атеистом в отношении Ра, Тора, Зевса, Одина, Аллаха, Будды и многих других богов. Просту у меня в списке на одного бога больше..."
Р.Докинз

Читать книги непримиримых сторонников атеизма также сложно, как и их противников, стоящих на твёрдых теистических позициях, т.к. доводы и тех и других, зачастую, не очень убедительны и несут себе значительную долю (у первых - в меньшей мере, у вторых - много большей), никем не подтверждённых, предположений. НО, кое-что интересное, в размышлениях автора есть, т.к. Докинз пытается рассмотреть религию и мораль с точки зрения научных открытий последних двух веков в области генетики, психологии и эволюции видов.
В начале он сравнивает вероятность существования бога с вероятностью существования внеземных цивилизаций, опровергает доказательства Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского, Паскаля и прочих отцов теологии. Его доводы, повторюсь, не всегда убедительны, но вот выводы весьма интересны. К примеру, такой:

Всеведение бога исключает его всемогущество, т.к. он не может передумать.


Потом, как водится, он переходит к Святому Писанию, указывая на множество несоответствий в нём, начиная с того, что, согласно пророчествам Ветхого Завета, Иисус должен был родиться в Вифлиеме, а родился в Назарете; что весь жизненный путь Христа не может быть правдой, т.к. заимствован из мифов и сказаний других средиземноморских народов; что непорочное зачатие противоречит выводу о родстве Христа и Давида и т.д. и т.п.

Дальше...

Оценивая религиозность современного общества Докинз, опираясь на статистику, показывает, что существует обратная зависимость между уровнем образованности и приверженности религии. Так, среди профессоров английских университетов верующих около 40%, в Академии наук Англии их всего 7%, а среди Нобелевских лауреатов, за всю историю присуждения этой премии, уже только 4, только не процента, а человека (посчитал на досуге - это 0,5%). Такая же зависимость наблюдается и при опросах людей с разным уровнем IQ.
Центральная часть книги - это сравнение теории эволюции Дарвина и креационизма. Здесь интересно то, что Докинз признаёт, что религия для Человечества необходима, в противном случае её бы уничтожил естественный отбор. Но религия - это ни что иное, как система организации, основанная на групповом отборе.
В части зависимости морали и веры, автор катком проходит по Ветхому Завету, указывая на весьма нелицеприятные черты Яхве и Авраама (с точки зрения современных норм) на примере историй про Потоп, жену Лота и его дочерей, продажи Авраамом своей жены сначала фараону, а затем какому-то местному царьку, дабы не умереть с голоду и многих других, практически из всех первых ветхозаветных книг. Он задаётся вопросом о том, чем вторжение иудеев в Землю Обетованную, лучше захвата Гитлером, к примеру, Польши? А также, почему одну часть написанного в Библии, как нас уверяют, надо воспринимать символически и аллегорически, а другой следовать непреклонно и без изменений?
Новому Завету досталось меньше, но тоже досталось. Не умаляя роли Нагорной проповеди, Докинз обращает внимание читателя на довольно грубое обращение Иисуса с матерью и его призывы к Апостолам ради веры не просто покинуть свои семьи, но и возненавидеть их. Получает свою долю кирпичей и Св.Павел с его Письмами к... и Св.Иоанн Богослов с Откровением.
Очень понравился один пример, который показывает искажённое понимание морали у верующих. Так, 170-ти школьникам из христианских семей, было предложено оценить действия Иисуса Навина при захвате Иерихона, когда, по велению бога, для прекращения вражеского рода, он убил сначала всех подростков и мужчин, а затем, т.к. богу показалось этого мало, всех младенцев и не девственниц, забрав имущество горожан во славу божию. Результат был ошеломляющий - 66% детей одобрили действия Навина и лишь 26% сказали, что он был не прав (да и то, большая часть с некоторыми оговорками). Когда аналогичный вопрос задали такому же количеству детей из других религиозных семей, но заменили Навина на императора Лина и отнесли события в Древний Китай, то только 7% одобрили его действия, а 75% осудили.
С анализом Откровения тоже есть интересный момент, где автор обращает внимание не только на то, что, к примеру, спасённых иудеев будет всего 144 тысяч, они должны быть праведны и непорочны, что всем известно, но и на то, что все они будут исключительно мужчинами!
Очень показателен раздел, где автор на примере различных вер и религиозных конфесий христианства, показывает, что религия никогда не была объединяющим началом для Человечества, а всегда являлась причиной раздора и войн.

Величайший грех всех религий в том, что они разделяют людей


Далее автор анализирует те изменения этических принципов и норм, которые произошли в христианском мире за последние 100 лет и, как мне кажется справедливо, указывает на то, что отношение к войне, не белым расам, женщинам, детям и животным, свободе слова, вероисповедания и сексуальной жизни, произошли в мире не благодаря, а вопреки влиянию религии на эти процессы.
А завершает он свои размышления убийственным доводом в пользу атеизма:

Атеисты никогда в истории, в отличии от теистов, не вели войн за свои мировоззрения

Комментарии


Четко и лаконично.


Спасибо! Я старался... :0)


Атеисты никогда в истории, в отличии от теистов, не вели войн за свои мировоззрения


Гы. Естественно, так как они никогда не были у руля и не были объединены . :-) Ну и пример СССР с миллионами прострелянных и посидевших в лагерях и т.д. и т.п. как то автором пройден мимо.

Я бы понял если бы он говорил вообще о вреде идей и одержимости носителей идей. (Идея эволюции в руках Гитлера не менее прекрасна (в том числе и идеи Ницше и Карлейла), чем идея Бога в руках инквизиции). Так что я предполагаю четно говрить о тех кто при помощи идей манипулирует, а не обсуждать достоверность/необходимости идеи при невозможности ее опровержения. А так чистой воды эпотаж и зарабатывание на этом бабла.


К тому же я думаю было бы честно с твоей стороны тогда прочитать и написать рецензи на следующие книги: «Докинз как иллюзия» Алистера Макграта и «Ангел Дарвина» Джона Корнвелла.

Ну и умиляет конечно эта атеистическая аргументация в лучших традициях советского агитпрома. :-)

И кстати давно хотел тебя спросить ты на каких позициях стоишь? В твоем мировоззрении в чем смысл жизни?


В вопросе веры я апозиционен, если так можно выразиться. Если более научно, то агностик, склонный к атеизму...

А смысл жизни в том, что я сегодня поеду на рыбалку в хорошей компании, буду пить вотку, сидеть у костра и наслаждаться природой... :0)

Читать Макграта и Корнвелла не буду, я вообще с этой темой на некоторое время завяжу...


В вопросе веры я апозиционен, если так можно выразиться. Если более научно, то агностик, склонный к атеизму...


А так бывает? Что б агностик и атеист были одновременно? Вроде как одно исключает другое, так как первый просто вообще отрицает такую постановку вопроса и методологию познания причины в силу иррациональности, а второй стоит на четких позициях вообще отрицания иррационального.

А смысл жизни в том, что я сегодня поеду на рыбалку в хорошей компании, буду пить вотку, сидеть у костра и наслаждаться природой... :0)


Гедонизм. Ну возможно следующим шагом будет эвдемонизм :-)

Читать Макграта и Корнвелла не буду, я вообще с этой темой на некоторое время завяжу..

А как же Мирча и Леви-Стросс? :-) Читаешь всякую псевдонаучную херь, нет что бы время на что то толковое потратить :-)


Я же написал "склонный к атеизму", что означает лишь то, что, к примеру, в отношении авраамических религий я почти атеист, а в вопросе существования Бога вообще - агностик...

Вот именно, чтобы было время на Мирчу и Клода, я и решил не читать фундаменталистов в вопросе веры и атеизма... :0)


Я же написал "склонный к атеизму", что означает лишь то, что, к примеру, в отношении авраамических религий я почти атеист, а в вопросе существования Бога вообще - агностик...


Ну не знаю. Для меня это какой то сложный силлогизм. Наверное потому что мне ближе понятия эпохе и атараксия, чем агностицизм и атеизм, не говоря уж о позитивизме которым попахивает твой силлогизм. :-)

Вот именно, чтобы было время на Мирчу и Клода, я и решил не читать фундаменталистов в вопросе веры и атеизма... :0)



Вот это очень правильно. О религии должны говорить социологи, религиоведы и культурологи, а не ангажированные и одержимые богословы и физики.


Ну не знаю. Для меня это какой то сложный силлогизм.


Какие твои годы. Вот поживёшь с моё, не такое напишешь... :0)


Да хотелось бы что бы к твоим годам вообще отсутствовала такая необходимость как что либо писать :-)


Хорошая какая рецензия, взвешенная.


Благодарю...


Как можно быть атеистом в отношении Будды? Он же не бог


Он что, правда назвал Будду богом? Сколько лет в Оксфорде коту под хвост.