Больше рецензий

21 марта 2022 г. 21:17

114

0 Рецензия на роман «Двойная жизнь. Часть I: защитница веры»

Тема попаданцев довольно распространённая, особенно в современности, когда каждая жительница мегаполиса, вернувшись домой и сбросив туфли после долгого рабочего дня, мечтает оказаться где-то в другом месте, принять на себя новую роль, лишь бы сбежать от повседневных, будничных проблем, которые выматывают и выжимают все соки. Вот тогда работы подобного жанра и приходят на помощь к людям, мечтающим скрыться от суеты между строк, уводящих в волшебные миры, навстречу приключениям.

И данная книга стала отдушиной для меня, когда я начала её читать. Самоирония, искрометный юмор, местами повседневность — вот то, что очаровало меня и подтолкнуло читать дальше, все глубже погружаясь в мир.

Сначала я немного недоумевала и даже были мысли отложить книгу, хоть и мимолетные. Дело в том, что первая глава напоминает те самые старые, первые книги Мяхар и Курдюмовой, которые я читала, пока еще была совсем юной. Тогда это было «в тему», и мечты о прекрасном мире, где я огнем и мечем... кхм-кхм... добрым словом и ехидством, конечно, буду вершить добро и наносить справедливость, захватывали меня с головой. Сейчас же я чувствую, что из такого «ультра-добра» выросла, и потому книга в начале вызвала скепсис именно за счет воспоминаний, которые нахлынули на меня. Но уже на середине первой главы мне стало ясно — воспоминания ошибочны, а то, что я читаю, вовсе не похоже на «женское» фэнтези, каким позиционировались те книги из моего прошлого.

Мне хочется похвалить автора за злободневность — да, наш мир, хочу я того или нет, он больше мужской, и замечаешь это очень часто. Сталкивается с этим и героиня, и при этом она — вполне обычная женщина, не умеющая лезть грудью на баррикады и выкрикивать лозунги о равенстве. Ее ситуация и реакция правдивы и жизненны, как в мире нашей Москвы, так и в мире фэнтези. Радует, что при перемещении автор не забыл про уникальные навыки персонажа, про ее профессию и грамотно это разыграл. Во многих книгах так бывает, что, хоп, переместилась и совсем вылетело из головы, что ты, например, преподаватель математики в старших классах или юрист — персонажей захватывают проблемы мира и они «забывают» (вернее, забывает автор) о своих так тяжко полученных знаниях и начинают все решать так, как принято здесь. Эля использует свои способности и мышление современного человека, без перегибов, обоснованно и с осторожностью, что меня определенно подкупило. Она играет по правилам мира, но у нее явно карты из другого набора.

Мне понравилось то, как дальше пошло развитие сюжета. Я все глубже познавала преподносимый автором мир, который все больше завлекал своим описанием, строем и культурой. Было видно, что здесь старались, придавали не видимость или безликое отражение места, в которое попала героиня, а усердно, даже скрупулёзно наполняли его красками, вдыхали жизнь и прописывали мелкие нюансы, которые в дальнейшем сыграют свою значимую роль. Здорово, когда проработке мира уделяется достаточно внимания!

При этом персонажи, аккуратно вплетенные в повествование, не остаются безликим инструментом на фоне развивающегося лора. За это огромное, отдельное спасибо! Каждый из них имеет свою личность, которая из главы в главу открывается и растет в геометрических масштабах, показывая нам вполне себе полноценного персонажа со своими минусами и плюсами. Ты чувствуешь, что где-то там что-то происходит за кадром, вне поля зрения главной героини, и это здорово. Нет ощущения, что стоит нашей героине выйти из комнаты, и все замирают пластиковыми куколками, дожидаясь новой сцены со своим участием.

Про старое, по-новому.

«Попаданчество» — сама по себе критично заезженная тема, довольно затасканная, моментами протертая до дыр и оттого застереотипленная донельзя. Я являлась любительницей этого жанра, потом почувствовала, что переросла, но «Двойная Жизнь», если когда-нибудь будет издана, – займет на моей полке почетное место, желательно с автографом автора. Объясняю почему.

Жанр хоть и стар, как мир, но это произведение приоткрывает в нем новые направления, в которых подобные книги могут развиваться. Не обязательно должен быть хэппи-энд или «все жили долго и счастливо» (хотя, имея опыт общения с некоторыми авторами, я узнала, что это требование ИЗДАТЕЛЬСТВА. Пиши хэппи-энд и точка, иначе не напечатаем!). Да, конечно, хочется, чтобы твои любимые персонажи получили то, что заслужили, но это же не детская сказка — без труда и упорства ничего с неба просто так не падает, а легкость, с которой большая часть попаданцев получает желаемое и реализует свои цели, портит все, потому что стоит только прочитать вступление, как сразу хочется закрыть книгу. «Двойная жизнь» наоборот показывает, что в бочке меда всегда есть ложка дегтя, и она обязательно попадется именно тебе и никому другому, и надо, после этой ложки, активнее шевелить лапками, действовать, а не ныть и надеяться, что сейчас придет демиург/принц/чародей и все за тебя порешает, а тебе только останется скуксить невинную мордашку и пообещать ему подумать насчет его кандидатуры в мужья. После прочтения «Двойной жизни» я теперь могу иначе смотреть на книги подобного жанра, ожидая от текста более интересных вещей, чем любовные разборки и ехидства ГГ всем и каждому.

О сюжете.

Казалось бы, банальная идея — обломавшаяся с карьерой москвичка попадает в иной мир и начинает творить там всякое. Но то, как это было сделано, вызывает уважение, от момента перехода до дальнейших действий героини.

Отдельно хочу отметить переход между мирами — необычно, немного странновато, но очень оригинально, как по мне. Я встречала книги, в которых пыряли ГГ ножом в подворотне (тот же Глушановский), или ГГ тонул, оказываясь в другом мире, но здесь все совершенно иначе — переход между мирами вписывается в концепцию мироустройства в целом, имеет свои последствия и принципы, о которых автор рассказывает очень постепенно и ненавязчиво.

Героиня, собравшись с силами и получив «второй шанс» не опускает руки, решает свои и не только проблемы, стараясь максимально соответствовать антуражу средневековья. Вцелом, сюжет очень слоистый, сложный, автор не халтурит и показывает нам не только главную героиню, но и быт и проблемы мира, в котором она оказалась. У всех второстепенных персонажей есть свое мнение, проблемы, своя позиция касательно всего, что происходит. Автор очень старалась все гармонично переплести, чтобы повествование было мягким и плавным, я бы даже сказала — перетекающим, дабы читателю было интересно погружаться в этот мир с головой. Многие ситуации в книге довольно хитромудро обыграны, и последствия от них всплывают весьма неожиданно, хоть и закономерно.

Во многом мне еще импонирует то, что здесь на читателя не льется много воды, не вываливаются все сюжетные арки сразу. Все происходит постепенно, выдается порционно, от чего ты не устаешь, а наоборот жаждешь узнать больше. Также автор довольно грамотно сделала отступления для других сюжетных линий, которые вполне могут стать полноценными книгами, та же самая Марьям — есть намеки, предыстория, которая дается читателю, а также надежда на продолжение и множество тайн, которые предстоит узнать в последующих книгах или зарисовках.

Герои.

В «Двойной жизни» персонажи (как основные и второстепенные, так и эпизодические) наделены своим характером. Они непредсказуемы, моментами дотошны, а местами иногда раздражают или наоборот импонируют своими поступками. В данной категории хотелось бы выделить некоторых личностей в окружении Элеоноры, в новом для неё мире.

Мира — это, по сути, самый первый персонаж, которого Элеонора видит перед собой, вступая в этот странный и притягательный по-своему мир. «Принцесса» ещё не совсем осознает, кто она, где она и что она, а Мира, верная своей госпоже, буквально и переносно вводит главного персонажа за ручку в повседневную жизнь дворца, начиная все с утреннего ритуала. Разговоры с ГГ приоткрывают служанку лишь немного, но уже можно прочувствовать ее терпеливый характер, ее доброту и ее великодушие. В какой-то степени она пытается заменить Эве мать, если можно так сказать. При всей своей добросердечности, Мира самоотверженная и храбрая женщина. Видно, что она всем сердцем любит Эву, переживает за нее и ратует за ее будущее.

Рудольф — второй важный в сюжете персонаж. Он уже принимает Элеонору такой, какая она есть. Принимает и понимает, но глубоко в душе переживает, что его родная дочь тоже оказалась в другом мире. Внешне несгибаемый, человек принципов, суровый король, через всю книгу несет в своем сердце боль от потери любимой жены, о заблудшем ребенке в другом мире. Он также становится Элеоноре ближе, не потому, что она гарант выживания Эвелин в параллельном мире, а потому, что она такой же ребенок, который нуждается в обучении в новой для нее реальности. И кажется, что он не так прост, как на первый взгляд...

Харакаш — вояка с туманных островов, внешне невозмутимый по своей природе. Вот тот самый персонаж, который вызывал во мне огромную бурю эмоций. Он умеет играть на самолюбии принцессы, выводя её на конфликт, тем самым тренируя, как эмоционально, так и физически. Для него нет понятия «нежная дама», он берет и учит, передавая свои знания и вкладывая их в голову нерадивой ученицы. Нет, он не является изувером, который измывается над ГГ, он просто старается помочь ей быстрее освоиться, понять, что мир — опасное место, в котором нужно уметь постоять за себя.

Ну и сама Элеонора— её предыстория, как я уже говорила, была очень сумбурной. Женщина, которая метит в финансовые директоры, обламывается. Типичная история типичной попаданки. Но дальше, если опустить иронию, Эля становится непробиваемой, серьезной и довольно суровой дамой. В силу своего жизненного багажа, она гораздо умнее принцессы, хитрее и острее на язык, иначе не скажешь. Человек, который лбом готов проломить стену, чтобы достичь своей цели. И это отлично показано в последующих главах, все больше и полнее раскрывая персонажа. Она не заставляет усомниться, что найдет выход из любой ситуации, вопрос только в том, какой ценой? Персонаж интригует тем, что, смотря на нее, видишь внутреннее несовершенство человека и то, как иногда сам готов пожертвовать принципами и моралью ради достижения личного блага.

Немного про мат.часть.

Будучи в прошлом реконструктором, я довольно часто зависала на изучении тех или иных периодов средневековой истории, потому была приятно удивлена тому, что автор изучила и знает мат.часть. Она не перегибает с антуражем, дает пояснения, которые помогут читателям в дальнейшем, чтобы объять всю картину происходящего. От фехтования и снаряжения до финтов боевого коня — отлично получилось передать атмосферу. Да даже вид одежды принцессы был соблюден относительно средневековья, нет чего-то сверхъестественного, все грамотно и аккуратно преподнесено, с поправкой на фэнтези, конечно.

О минусах.

Для меня показались сложными некоторые предложения, возможно, просто потому, что от книги не ждешь «высокого» языка. А он тут периодически перемежается с вполне себе просторечными выражениями. Читать потому и сложно, и легко — сразу видно разницу между архаичным средневековьем и мышлением человека из 21 века, но некоторые предложения ОЧЕНЬ длинные.

Еще могу отметить, что полное исчезновение современного мира в какой-то степени расстроило. Там было много интересных персонажей, про которых хочется узнать сейчас, а не потом.

Мне лично непривычно было, что в этом томе нет любовной линии. На нее как бы намекают, даже не единожды и с разными персонажами, есть подоплека, есть оставшиеся еще от настоящей принцессы связи, но... Впрочем, наверное, для героик-фэнтези можно считать это нормой.

Первый том — как ознакомительная экскурсия по новой для тебя стране. Тебе показали главные памятники (проблемы), обозначили туристические маршруты (возможные варианты развития событий) и вроде бы пора переходить к основной части... а ее нет! Где второй том, автор?

Подводя итог.

Как говорилось ранее — от книги на полке я не откажусь. Здесь нет сопливой романтики, нет того, что героиня от кого-то прям впритык зависит. Она осваивается, старается обучиться, показать себя с другой стороны, нежели её предшественница. Нет каких-то сумбурных ситуаций, которые выбиваются из линии повествования, но, при этом, течение сюжета не предугадывается с ходу, и оттого читать очень интересно. Думаю, эта книга вполне понравится не только женскому контингенту, но и мужскому (той его части, что не боится авторов-женщин).